На Марсе в 1000 раз суше, чем в пустыне Атакама и все микробы гарантированно погибли

Москва, 11:45, 28 Июл 2018, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

В течение многих поколений земляне мечтали о том дне, когда можно было бы ступить на Марс, считая его во многом подобным нашей Земле. За последние несколько лет несколько зондов, посадочных устройств и марсоходов выявили доказательства существования воды на Марсе в прошлом, не говоря уже о возможности того, что вода все еще существует под поверхностью грунта. Эти результаты подпитывали желание отправить экипаж на Марс, не говоря уже о предложениях по созданию там колонии.

Тем не менее, этот энтузиазм может показаться немного напрасным, если учесть все проблемы, которые ставит марсианская среда. В дополнение к сильному холоду и большому количеству радиации, поверхность Марса сегодня также чрезвычайно сухая. Согласно новому исследованию, проведенному исследователями из исследовательского центра Ames NASA, марсианская почва примерно в 1000 раз суше, чем некоторые из самых сухих регионов Земли.

В журнале «Астробиология» недавно появилось исследование на тему ограничений метаболической активности микроорганизмов в поверхностных почвах пустыни Атакамы.

Пустыня Атакама в северной части Чили. НАСА / Франк Таварес

Исследовательская группа стремилась определить, могут ли микроорганизмы выживать в условиях, существующих на Марсе. Чтобы ответить на этот вопрос, команда отправилась в пустыню Атакама в Чили, протянувшуюся на 1000 км вдоль западного побережья Южной Америки. При среднем количестве осадков всего от 1 до 3 мм в год, пустыня Атакама известна как самое суровое неполярное место в мире.

Однако пустыня Атакама неравномерно сухая и получает различные уровни осадков в зависимости от широты. От южного конца до северного конца ежегодное количество осадков колеблется от нескольких миллиметров дождя в год до нескольких миллиметров дождя за десятилетие. Это дает возможность искать жизнь при уменьшении уровня осадков, что позволяет исследователям устанавливать ограничения на живучесть микроорганизмов.

Северный конец пустыни (так называемый регион Антофагаста) наиболее похож на Марс. Здесь среднегодовое количество осадков составляет всего 1 мм в год, что делает его популярным местом для ученых, которые хотят имитировать марсианскую среду. В дополнение к выживаемости микробов в этих сухих условиях, команда ученых также пыталась определить, способны ли они к росту и размножению.

Исследователи собирают образцы с поверхности пустыни Атакама в Чили, углубляясь на несколько сантиметров в землю. NASA Ames Research Center

После сбора проб почвы со всей пустыни Атакама и возвращения их в свою лабораторию в Эймс, исследовательская группа начала выполнять тесты, чтобы проверить, не показали ли образцы микроорганизмов какие-либо признаки стресса.

Основываясь на полученных результатах, команда ученых пришла к выводу, что существует переходная линия для микроорганизмов в таких средах, как пустыня Атакама. С одной стороны этой линии присутствие крошечных количеств воды достаточно для того, чтобы организмы все еще могли расти. С другой стороны, среда настолько сухая, что организмы могут выжить, но не будут расти и размножаться.

Команда также смогла найти доказательства существования микробов, погибших в образцах почвы Атакама, по меньшей мере, в течение 10 000 лет. Они смогли это определить, изучив аминокислоты микробов, которые являются строительными блоками белков, и изучив скорость, с которой изменилась их структура.

То, что Марс в 1000 раз суше, чем даже самые сухие части Атакамы, не стало обнадеживающими новостями для тех, кто надеется, что на Марсе будет найдена микробная жизнь. Однако тот факт, что остатки прошлой микробной жизни были обнаружены в самых сухих районах пустыни Чили, которые существовали, когда условия были влажными и хорошо сохранились, — очень хорошая новость, когда речь идет о поиске прошлой жизни на Марсе. Возможно, если бы на Марсе существовала микробная жизнь, когда это была более теплая, более влажная среда, то следы этой древней жизни могли бы существовать.