Ученые получили триацилглицерин из промышленных микроводорослей

Москва, 12:08, 02 Янв 2019, редакция FTimes.ru, автор Евгения Ковалева.

Специалисты Китайской академии наук предложили способ синтеза молекул триацилглицерина (ТАГ) с заданным составом и свойствами.

ТАГ формируются при креплении трех молекул жирных кислот (ЖК) к глицеролу. Соединения играют важную роль в клеточном метаболизме и являются универсальными хранилищами энергии. В этом вопросе ТАГ превосходят углеводы и белки, сообщает eurekalert.org. Польза триацилглицеринов для здоровья зависит от входящих в их состав ЖК. Так, линолевая кислота может уменьшить уровень холестерина в крови и предотвратить атеросклероз; эйкозапентаеновая кислота помогает лечить гипертонию и воспаления.

Теперь команда исследователей, работавшая под руководством профессора Сюя Цзяня, показала, что может создавать триацилглицерины с заданным составом и свойствами. Группа открыла две новых диацилглицерил трансферазы (DGAT2), избирательно присоединяющие вышеназванные кислоты к глицериновому каркасу. Манипулируя соотношением этих ферментов в клетке, ученые создали штамм промышленной маслянистой микроводоросли Nannochloropsis oceanica. Пропорции линолевой (ЛК) и эйкозапентаеновой кислот (ЭПК) составляли 18,7 и 34,7 крат соответственно.

Оба соединения имеют важное значение для людей. Кислоты участвуют в метаболизме. Но человеческие геномы не кодируют ферменты, напрямую их синтезирующие. В результате ЛК и ЭПК должны поступать из растительных и животных ТАГ.

Открытие новых DGAT, избирательно производящих нужные триацилглицерины в микроводорослях, позволяет изготавливать продукты в больших количествах. Это касается и ТАГ, отсутствующих в природе, включая персонализированные соединения.

Результаты проекта представлены в журнале Molecular Plant.