Си Цзиньпин озвучил 8 тезисов объединения Китая с Тайванем

Москва, 14:31, 08 Янв 2019, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

2 января 2019 Председатель КНР Си Цзиньпин выступил с длинной речью о политике Пекина по объединению с Тайванем, обосновывая ее благом для отечественной и тайваньской аудитории. Цель состояла в том, чтобы отметить 40-ю годовщину заявления, сделанного Китаем о Тайване в новогодний день 1979 года, в тот же день, когда Китай и Соединенные Штаты установили дипломатические отношения. То, что Си выступил с речью, не было сюрпризом: подтверждение преемственности политики — это то, что лидеры стран делают в годовщины.

В обращении из 3500 слов подтверждены большинство из накопленных принципов и целей китайской идеи объединения Тайваня за последние 40 лет. Но в китайской политике не было значительных сдвигов по объединению с Тайванем.

 

Заявление 1979 года: Объединение

 

Ключевым нововведением в заявлении 1979 года было смещение базового подхода Пекина в отношении Тайваня от «освобождения», которое включает в себя возможность насилия, к «мирному объединению». Си вновь подчеркнул, что мирное объединение по-прежнему является лучшим способом положить конец разделению, которое имело место между материковой частью Китая и Тайванем с 1949 года, когда правительство Китайской Республики Чан Кайши и ее правящая партия националистов Гоминьдан, разгромленные коммунистами Мао Цзэдуна, отступили на Тайвань. Для Си, чтобы подчеркнуть мирное объединение, это не маленький вопрос, потому что в последнее время некоторые круги в Китае, разочарованные тем, что цель остается невыполненной, выступают за применение силы.

В заявлении 1979 года ничего не говорилось об условиях урегулирования спора КНР с Тайванем и достижения объединения. Они были разработаны в начале 1980-х годов и обобщены лозунгом «одна страна, две системы» (1C2S). Это тот подход, который Китай впервые применил в Гонконге, и применяемая там формула дает наилучшее представление о том, как его можно использовать на Тайване, хотя это не совсем точно. Под 1C2S, в итоге:

 

  1. Тайвань станет особым административным регионом Китайской Народной Республики (КНР), и, как следствие, правительство Китайской Республики прекратит свое существование. Китайский флаг будет развеваться над Тайванем.
  2. Экономическая и социальная жизнь Тайваня будет продолжаться более или менее, как и прежде.
  3. В политическом плане институты Тайваня будут преобразованы в субнациональные органы, и, исходя из опыта Гонконга, они будут структурированы таким образом, чтобы не допустить прихода к власти политических сил и политических лидеров, которые не нравятся Китаю.

 

Что Си сделал, и о чем не сказал

 

Первый заслуживающий внимания пункт в обращении Си 2 января — и во всем его подходе к Тайваню — это то, как он встраивает конкретную проблему объединения в тему для своего ныне неограниченного срока пребывания в должности лидера Китая: «великое омоложение китайской нации». Фактически, та же самая тема — разделенный Китай — слабый Китай — появляется в заявлении 1979 года, годовщину которого он отмечал.

Во-вторых, Си заявил, что может показаться новой версией Консенсуса 1992 года:

«Обе стороны пролива будут принадлежать когда-то Китаю, и будут работать вместе, стремясь к национальному объединению».

Фактически, такова была формулировка Пекина в то время. Тайбэй имел менее определенную формулировку, но Си не переписывал историю.

 

В-третьих, Си отступил от прошлой политики в отношении того, какие аспекты нынешней тайваньской системы будут сохранены после объединения в рамках 1С2С.

Он сказал: «При условии обеспечения интересов национального суверенитета, безопасности и развития социальная система и образ жизни соотечественников на Тайване будут полностью уважаться … а частная собственность, религиозные убеждения и законные права и интересы соотечественников на Тайване будут полностью гарантированы».

Это меньше, чем предыдущие формулировки, которые включали тайваньскую армию и политические институты острова. Более того, Пекин, скорее всего, оставит за собой определение «законных прав и интересов».

 

В-четвертых, Си Цзиньпин не установил четкого срока для объединения. И все же он предупредил, как и в 2013 году, что тайваньский вопрос «не должен передаваться из поколения в поколение».

 

В-пятых, Си действительно предложил создать орган для проведения «обширных и углубленных демократических консультаций по «между двумя сторонами пролива» отношениям и будущему нации и принятия институциональных мер для содействия мирному развитию отношений. Он будет состоять из лиц, представляющих политические партии и различные социальные круги на Тайване и на материке. Подвох с этим расплывчатым предложением стал предварительным условием участия: «на общей политической основе придерживаться« консенсуса 1992 года» и выступать против «независимости Тайваня». В нынешних условиях это гарантировало бы исключение представителей Демократической прогрессивной партии, которая, по мнению Пекина, носит сепаратистский характер, и любых социальных групп со схожими политическими взглядами..

 

В-шестых, Си повторил принцип, который он оставил в тайваньском разделе своего доклада на 19-м съезде партии Коммунистической партии Китая в ноябре 2017 года: «возлагать надежды на народ Тайваня». Здесь я вижу, что Пекин имеет больше уверенности сейчас, чем два года назад, в том, что нынешняя администрация Демократической прогрессивной партии потерпит поражение на выборах в 2020 году.

 

В-седьмых, он повторил строку из речи бывшего президента Цзян Цзэминя на Тайване в январе 1995 года: «Китайцы не будут воевать с китайцами». С другой стороны, Си не будет обязывать Пекин отказаться от применения силы и заявил, что «оставит за собой право выбора принять любую необходимую меру». Эта угроза была направлена, по его словам, «на вмешательство внешних сил [Соединенных Штатов] и крайне небольшое число сепаратистов из «Независимости Тайваня» и их сепаратистскую деятельность». Можно как угодно интерпретировать эту расплывчатую формулировку.

 

В-восьмых, Си возродил цель «институционализации экономического сотрудничества между двумя сторонами пролива и создания общего рынка через обе стороны пролива». Обе стороны двигались в этом направлении во время администрации Ма Инцзю, но процесс застопорился в 2014 году, потому что существует озабоченность на Тайване об открытии рынка для материка слишком широко. Даже сегодня не все на Тайване приветствовали бы возвращение к политике Ма.

 

Таким образом, в рамках довольно жестких параметров прошлой политики Си выступил с таким же хорошим аргументом в пользу объединения, как любой китайский лидер. Он подчеркнул, что прекращение разделения вписывается в более широкое возрождение Китая как великой державы. Однако он не дал намека на то, что Китай готов творчески корректировать содержание 1C2S, чтобы учесть опасения Тайваня, и даже отступил от предыдущих обещаний. Настолько же, насколько он обещал, что Пекин примет во внимание точки зрения Тайваня, настолько он игнорировал демократическую систему Тайваня и препятствие, которое тот создал для достижения Китаем своих целей.