Что на самом деле послужило причиной провала операции “Тайфун”

Москва, 12:15, 30 Май 2019, редакция FTimes.ru, автор Юлия Савельева.

История Великой Отечественной войны до сих пор хранит массу загадок, а некоторые ее моменты наоборот кажутся неоспоримыми и хорошо изученными. Однако они далеко не всегда соответствуют действительности. Так, общее убеждение, что при наступлении на Москву немецкой армии достигнуть успеха помешал именно мороз, просто не выдерживает тщательной проверки на достоверность.

Что пытались скрыть немецкие генералы

Подобные версии придумывались западными историками по нескольким причинам. Во-первых, им нужно было как-то объяснить сбой, который допустила нацистская военная машина и провал немецкой военной кампании. Им нужно было придумать такие объяснения, чтобы не пришлось признавать героизм советского народа. Ни одна из европейских стран того времени не сумела оказать достойного сопротивления армии Вермахта. Для Запада было крайне важным найти форс-мажорную причину объясняющую неудачи немцев на Восточном фронте. Лютый мороз прекрасно подходил для такой цели.

Во-вторых, эти исследователи неустанно трудились над созданием такой версии военных действий, где бы указывалось на то, что немцам помешали именно проблемы организационного порядка. Такие например, как не завезенное вовремя теплое обмундирование или неудачные даты выбранные для наступления. Западные ученые и бывшие высшие чины Третьего Рейха всеми силами пытались доказать, что в победах нашего народа не было ничего особенного. Нам просто “повезло”. Сначала осенняя распутица и непроходимая грязь, потом невыносимый для нежного европейского организма мороз. По “авторитетному” их мнению, если бы не эти природные факторы, то история пошла бы другим путем.

В доказательство этой теории приводятся какие-то нереальные, придуманные цифры.Так генерал-инспектор Гейнц Вильгельм Гудериан в своих воспоминаниях описывал страшные морозы, которые установились уже со второй половины ноября. Он утверждал, что в последних числах этого месяца стрелка термометра опускалась ниже тридцати пяти градусов, а в начале декабря держалась температура в минус пятьдесят градусов по цельсию. В доказательство таких “воспоминаний” любят показывать архивные кадры замерзающего немецкого солдата, бредущего по безжизненной, стылой дороге, замотанного в кучу рваного тряпья. Каждый из нас тоже помнит эти кадры, но сначала стоит разобраться в имеющихся фактах, а не делать скоропалительные выводы по одному эпизоду военной хроники.

Почему оккупанты не получили теплого обмундирования

Есть совершенно голословные утверждения о том, что Гитлер, безоговорочно доверявший своим предсказателям и мистикам, был уверен, что зима 1941-го года будет небывало теплой. Так якобы ему напророчили его астрологи. По этой причине он даже не планировал поставок теплого обмундирования в свои части на Восточном фронте.

Следует начать с Гитлера. Несмотря на то, что он действительно имел надежду на быстрый успех всей восточной кампании, приоритетными направлениями для действий своих войск на осень-зиму 1941 года, фюрер называл Ленинград и Украину. По плану “Барбаросса”, после падения Москвы, войска должны были выдвинуться в направлении Астрахани и Архангельска. Сложно поверить в то, что опытный стратег не учитывал погодные особенности русского севера, который собирался захватить. После основного этапа операции, на советской территории должно было остаться 70 немецких дивизий, для того, чтобы обеспечить оккупационный режим. Те, кто занимался вопросами обеспечения войск, понимали, что немецким частям все равно понадобятся теплые вещи.

Есть объективно доказанный момент провала работы служб, обеспечивающих логистику. Так в середине ноября, зимнее обмундирование не могло быть доставлено в срок из-за пробок на железной дороге и дефицита паровозов. Также на линии фронта ощущалась и значительная нехватка топлива и боеприпасов. Германский подвижной состав не справлялся с нагрузкой, а на нашей территории железнодорожные пути разрушались во время отступления советских подразделений. Да и переделывать колею под европейский стандарт было слишком долго и строительные части не могли быстро обеспечить беспрепятственное передвижение немецких составов по нашей территории.

Попытка гитлеровцев осуществить охват Москвы в узкое кольцо в ноябре 1941 года не увенчалась успехом. Части Вермахта наступали, удаляясь от своих стратегических баз и не могли своевременно подвозить все необходимое к линии фронта. В тылу советских войск находился московский транспортный узел и снабжение наших частей осуществлялось бесперебойно. Фашисты могли переломить такую ситуацию только широкомасштабным охватом столицы, но для осуществления этого плана у них не хватило сил.

Какую роль в провале немцев под Москвой сыграла погода

Теперь поговорим о “генерале морозе”, который по мнению немецких командиров помог русским под Москвой. Октябрьское наступление фашистов буквально захлебнулось в грязи. Все необходимое они могли подвозить только автомобильным транспортом, а это было просто невозможно из-за распутицы. Причем это касалось не только подвоза необходимых боеприпасов для артиллерии. Поставка продовольствия в войска, также была фактически парализована.К передовым немецким танковым частям был затруднен и подход пехотных подразделений. Поэтому командованием Вермахта наконец было принято решение сделать тактический перерыв.

По архивным данным метеослужбы СССР, в ноябре 1941 года не было зафиксировано никаких аномальных морозов, как об этом писал в своих мемуарах немецкий генерал. Правда было несколько ночей, когда температура опускалась до пятнадцати градусов. Такие морозы сослужили службу именно немцам, так как в результате установился довольно прочный наст, по которому уже могла передвигаться мототехника и пехота.

После возобновления наступления с 15 ноября, морозы так и держались на уровне пяти-десяти градусов. Снежный покров был небольшим и в таком снегу не увязала ни техника ни живой состав. При этих небольших морозах немецкая техника хорошо заводилась. А люфтваффе имело возможность плотно контролировать небо, так как в ноябре было совсем мало облачных дней. Осталось восторженное описание пехотного генерала Курта фон Типпельскирха. Он описывал высокий моральный дух немецких солдат, которые шли в наступление, приободренные солнечными днями и легким морозом. Им тогда казалось, что это наступление станет окончательным и победа грезилась совсем близкой.

В начале декабря действительно ударили морозы. Но не пятьдесят градусов, а двадцать пять и то, они продержались всего три дня. Но немецкое наступление остановили не морозы, а советские части и сделали это еще 25-29 ноября. С пятого декабря, уже началось советское контрнаступление и температура около недели держалась возле отметки нуля градусов. Сильные морозы до минус 37-ми пришли только ближе к концу декабря, но тогда стратегическое преимущество было уже на стороне наших войск.

Не соответствуют действительности и версии о том, что Гитлер пытался заставить свои армии быстрее наступать и успеть захватить Москву именно до наступления морозов, так как по его же плану, оккупанты должны были затем оставаться на захваченных территориях и вопросов поставки теплого обмундирования это не решало. Не воевал против армии Вермахта и грозный генерал “Мороз”. Объективно существовали только серьезные промахи высшего командования немецкой армии в части планирования операции “Тайфун”. Однако решающим фактором в переломе ситуации на фронте стал именно безграничный героизм советских солдат, трудовой подвиг тыла и святая вера нашего народа в победу над фашистскими агрессорами.