Биологами официально подтверждена уникально высокая скорость эволюции в Байкале

Москва, 07:40, 30 Июл 2019, редакция FTimes.ru, автор Юлия Савельева.

В рамках международных исследований биологов в озере Байкал был обнаружен активный рост видов рачков-амфипод. Это в очередной раз подтверждает тот  факт, что озеро является горячей точкой эволюционного процесса. Все подробности исследования опубликованы в журнале BMC Evolutionary Biology.

Максим Тимофеев (директор НИИ биологии Иркутского ГУ и соавтор работы) отметил, что в озере Байкал интенсивно происходят эволюционные процессы, а некоторые организмы и вовсе формируют «пучки видов», в состав которых входят уникальные, встречающиеся только в данной акватории близкородственные группы. Итого сегодня байкальских рачков-амфиподов в озере насчитывается более 300 видов и подвидов, и это не предел.

Амфиподы – ракообразные небольшого размера, которые преимущественно проживают в придонной части озера. Если рассматривать всю экосистему планеты, то разнообразие в озере превышает треть всех известных их подвидов и видов.

Протяженность береговой линии озера превышает 2 тысячи километров. Ученые Иркутска задались вопросом: “Могут ли разделенные большим расстоянием рачки одного вида свободно скрещиваться, или же от подобной изоляции и начали появляться новые виды?”. До недавнего времени видовая принадлежность рачков определялась по строению их тел. Сегодня благодаря сотрудничеству с немецкими биологами начали исследовать амфиподы на генетическом уровне и нашли сходство как минимум 3 видов рачков.

Как показали исследования во всех исследуемых видов байкальских рачков процесс изоляции происходит по разному алгоритму. Один из видов, несмотря на локализацию в разных частях Байкала, оказался однородным относительно использованного фрагмента гена. 2 остальных рассматриваемых вида напротив разделились на несколько генетических групп, и населяют побережье озера. Именно разделение, по мнению ученых, и является шагом к появлению нового вида.

Биологи продолжают наблюдать за акваторией Байкала, так как найденные генетические различия уже доказывают начало процесса видоизменения, следовательно, это еще раз подтверждает уникально высокую эволюцию на загадочном озере России.