Ученые раскрыли секрет истинного долголетия

Москва, 17:10, 16 Ноя 2019, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Ученые, похоже, раскрыли секрет долголетия тех, кто старше 110 лет. Новые исследования показали, что эти по-настоящему пожилые люди обладают избытком цитотоксического CD4 T, типа иммунных клеток.

Исследователи использовали анализ одноклеточной РНК (рибонуклеиновой кислоты), чтобы сделать открытие.

Люди, которым за 110 лет (110+) — несколько уникальная группа людей. Во-первых, они крайне редки. Например, в Японии в 2015 году было более 61 000 человек старше 100 лет, но всего 146 человек старше 110 лет.

И исследования показали, что эти люди были относительно невосприимчивы к болезням, таким как инфекции и рак в течение всей своей жизни. Это привело к мысли, что, возможно, у них особенно сильная иммунная система, и исследователи намерились выяснить, что могло бы объяснить это.

Результаты исследования были опубликованы в журнале «Известия Национальной академии наук (PNAS)».

Раскрытие секрета долголетия

Чтобы ответить на вопрос, иммунологи посмотрели на циркулирующие иммунные клетки из группы 110+ и более молодых людей из контрольной группы. Они получили в общей сложности 41 208 клеток от семи человек 110+ (в среднем 5 887 на субъекта) и 19 994 клетки из контрольной группы (в среднем 3 999 на субъекта) от пяти человек в возрасте от 50 до 80 лет.

Обнаружилось, что в то время, как количество В-клеток было ниже у группы 110+, количество Т-клеток было примерно одинаковым.

Анализируя эти клетки, авторы обнаружили, что долгожители имели очень высокий уровень цитотоксических клеток, которые могут убивать другие клетки, иногда достигая 80 процентов всех Т-клеток, по сравнению с 10 или 20 процентами.

Обычно Т-клетки с маркерами, известными как CD8, являются цитотоксичными, а клетки с маркером CD4 — нет, поэтому авторы сначала подумали, что, возможно, количество CD8-позитивных клеток было увеличено. Но оказалось, что это не так. Скорее, кажется, что CD4-позитивные клетки долгожителей приобрели цитотоксический статус.

Интересно, что когда исследователи смотрели на кровь более молодых доноров, было относительно мало CD4-позитивных цитотоксических клеток, что указывало на то, что это не маркер молодости, а скорее особая характеристика долгожителей.

Выводы ученых

Чтобы посмотреть, как эти специальные клетки были произведены, команда детально изучила клетки крови двух долгожителей и обнаружила, что они возникли в результате процесса клональной экспансии, что означает, что многие клетки были потомством одной клетки-предка.

По словам Косуке Хасимото, автора статьи: «Мы были особенно заинтересованы в изучении этой группы людей, потому что мы считаем их хорошей моделью здорового старения, и это важно в таких обществах, как Япония, где старение идет быстро».

Соавтор, Пьеро Карнинчи, говорит: «Это исследование показывает, как анализ транскрипции отдельных клеток может помочь нам понять, насколько люди более или менее подвержены заболеваниям».