США как глобальный барометр «Рецессии 2020»
Москва, 15:53, 26 Ноя 2019, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.
После развала СССР и «социалистического лагеря» однозначным лидером мировой экономики стали США. Объемы производства и потребления в этом государстве настолько велики, что любые американские экономические явления тут же волной проходят по всем странам, которые хоть в какой-то степени задействованы в мировой экономике. Глобальные рецессии не являются исключением.
Насколько высока вероятность рецессии в США в ближайшее время, ведь страна явно находится на подъеме?
Вероятность рецессии в США
Американские экономисты отметили признаки резко возросшей вероятности этого явления, хотя и не в ближайшем будущем.
«Первыми ласточками» стали известия от глобальных инвесторов на рынке акций. Долгосрочные процентные ставки упали с конца июля — сдвиг, который исторически имеет тенденцию прогнозировать более медленный рост, снижение процентных ставок со стороны Федерального резерва и повышенный риск того, что экономика резко упадет.
Сегодня экономика Соединенных Штатов растет примерно на 2 процента в год и продолжает наращивать рабочие места в разумных пределах, будучи устойчивой по всем показателям. Нет никаких признаков огромных, очевидных «пузырей», вызвавших последние две рецессии — падения dotcom в 2000 году или Lehman Brothers в 2007 году.
Так что, если пессимистичные сигналы на финансовых рынках окажутся правильными, то, как именно произойдет рецессия? Есть много подсказок, в деталях недавних экономических отчетов, в сигналах от рынков, и в истории рецессий.
Торговые войны США как детонатор рецессии
Неустанное ведение президентом Трампом торговой войны с Китаем и другими странами привело к неопределенности в процессе принятия решений предприятиями. Корпоративные инвестиционные расходы снижаются, несмотря на значительное снижение налогов, которое, по словам г-на Трампа, увеличит их. А сочетание состояния Центральных банков, которые находятся на пределах своей способности стимулировать рост, и внутренний оборот многих стран может сделать правительства менее эффективными в реагировании на спад.
«Это потенциально рецессия, нанесенная самим себе», — говорит Тара Синклер, экономист университета Джорджа Вашингтона. «Но насколько глубока эта пропасть, зависит от многих других характеристик экономики и ответных мер политики после этого».
Чему учит история рецессий в США
История показывает, что рецессия часто возникает, когда некоторые широко распространенные убеждения оказываются ложными. В 2001 году технологический бум в США подпитывал экономику и фондовый рынок на неопределенный срок, а в 2007 году рынок жилья рос как на дрожжах.
На этот раз сомнения заключаются в том, что со временем мир станет более стабильным и взаимосвязанным, и на торговые, валютные и дипломатические отношения можно будет по-прежнему рассчитывать.
Спад возникает не только тогда, когда в экономике происходит что-то плохое, ибо что-то плохое случается постоянно. Спад происходит, когда эти первоначальные потрясения аккумулируются, и это отражается во всем мире. Крушение dotcom было усилено террористическими атаками 11 сентября 2001 года и целым рядом корпоративных скандалов. Жилищный кризис 2007 года в Соединенных Штатах стал глобальным финансовым кризисом в 2008 году только потому, что банки по всему миру понесли огромные убытки по ипотечным долгам.
Отправная точка американской рецессии
Отправной точкой для международной напряженности, которая может привести к рецессии в Соединенных Штатах, являются расходы на инвестиции в бизнес, особенно в промышленном секторе. Корпоративные CEO строят свои глобальные планы относительно инвестиций и найма на следующий год, и им не нравится то, что они видят.
Экономика Китая и многих его азиатских соседей ослабевает, отчасти в результате торговой войны с США. Европейская экономика, которая годами «пасла задних» из-за низкого роста, тоже может рухнуть в рецессию (хотя до этого ей удавалось избегать значительных спадов), а после Brexit Европа может столкнуться с еще более серьезными проблемами.
Уже во втором квартале 2019 ключевая мера капитальных расходов бизнеса в Соединенных Штатах, «инвестиции в основной капитал», оказалась отрицательной, а на национальных заводах темпы роста замедляются в течение пяти месяцев подряд. Тем не менее, рост продолжился.
Торговая война между Китаем и Соединенными Штатами — большая часть причины. Конфликт затруднил многим глобальным фирмам планирование своих операций, а в некоторых случаях это может привести к тому, что они будут сидеть сложа руки, а не вкладывать средства. Американская стратегия была более успешной в эскалации торговой напряженности, чем в ее разрешении, поэтому компании не знают, скоро ли будут сняты ограничения или это будет продолжающаяся проблема ведения бизнеса.
«Президент говорит, что в ближайшее время мы получим отличную сделку, но он говорил об этом больше года», — сказал Фил Леви, главный экономист в Flexport. «Вы в конечном итоге парализованы. Вы должны строить планы, но повсюду существует риск, поэтому предприятия проявляют осторожность и сдерживают инвестиции».
Не только компании, непосредственно вовлеченные в торговлю с Китаем, могут видеть причину для сдерживания инвестиций. Беспорядки на финансовых рынках, вызванные торговой войной, могут сделать бизнес всех видов более осторожным.
Америку спасают от рецессии рядовые потребители
Тем не менее, если спад останется ограниченным только дополнительными расходами на бизнес, Америке будет сложно впасть в общую рецессию. Потребительские расходы составляют более двух третей американской экономики по сравнению с 14 процентами на бизнес-инвестиции.
Пока что американские потребители с энтузиазмом тратят деньги, стимулируя общий рост. Но есть несколько способов, как замораживание доверия к бизнесу может изменить это.
Турбулентность на мировых рынках — и новостные сообщения, связанные с этой турбулентностью — могут снизить доверие потребителей и заставить американцев отказаться от своих покупок.
Или если компании откажутся от инвестиционных расходов, они также могут предпринять шаги, которые уменьшат доходы потребителей, включающие увольнения, замораживание найма и сокращение сверхурочных.
Однако даже комбинацию из торговых войн, ненужных бизнес-расходов и более слабых зарубежных экономик — Соединенные Штаты, вероятно, могут выдержать, не впадая в рецессию. Но есть риски, которые могут увеличить эти шоки.
Одним из них является наращивание корпоративного долга. Предприятия взяли на себя больше долгов в эпоху низких процентных ставок, что делает их более уязвимыми к банкротству, если экономика должна сократиться или процентные ставки должны вырасти. Откат из-за торговых войн может вызвать волну банкротств, которая превращает умеренное замедление в нечто худшее.
«Бизнес-сектор с высокой долей заемных средств может усилить любой экономический спад, поскольку компании вынуждены увольнять работников и сокращать инвестиции», — заявил председатель Федеральной резервной системы Джером Пауэлл в своей майской речи.
Но самый большой мультипликатор риска может прийти из мира политики. В ходе прошлых рецессий у ФРС было достаточно возможностей для снижения процентных ставок в качестве меры стимулирования, и лица, формирующие налоговую политику, были готовы вкладывать деньги в более слабые экономики.
Основная целевая процентная ставка ФРС составляет чуть более 2 процентов в настоящее время, по сравнению с 5,25 процента в преддверии последней рецессии в 2007 году. Другие глобальные центральные банки имеют еще меньше возможностей для маневра.
Внутриполитические проблемы Америки
В то же время президент Трамп и оппонирующий ему Конгресс вряд ли найдут много общего в стимулировании экономики США. Например, в начале 2008 года, когда начался экономический спад, администрация Джорджа Буша-младшего провела переговоры с конгрессом демократов о пакете стимулов на сумму 152 миллиарда долларов, чтобы попытаться уменьшить ущерб.
Кажется маловероятным, что республиканец Трамп, вступив в предвыборную гонку, нашел бы такую же гармонию с конгрессменами-демократами сегодня.
«Вы можете получить широкую финансовую реакцию на рецессию», — сказала Меган Грин, старший научный сотрудник Гарвардской школы Кеннеди. «Это было бы здорово, но я бы тоже хотела единорога на день рождения».
Международная координация будет еще сложнее в нынешний геополитический момент. Осенью 2008 года министры финансов и центральные банки стран G20 опубликовали совместное заявление, в котором пообещали совместно работать над прекращением финансового кризиса. Поскольку многие страны ориентированы на себя, трудно представить это сегодня.
Какие шансы на рецессию 2020 года?
Торговые войны и крах международной экономической дипломатии заставляют бизнес по всему миру отступать. Это приводит к дальнейшему падению рынков и потере рабочих мест, что заставляет американских потребителей проявлять осторожность. Высокие корпоративные долговые нагрузки создают волну банкротств. А политика центрального банка оказывается бессильной в сочетании с отсутствующей здравой фискальной политикой.
По мнению большинства прогнозистов, шансы на скорую рецессию составляют лишь примерно один из трех. Но если она действительно разовьется, большой вопрос будет состоять в том, подходят ли обычные инструменты для борьбы с ней.