Черные дыры: Кто их открыл; Порталы в другие Вселенные; Как течет время в черной дыре?

Москва, 18:19, 28 Ноя 2019, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Кто же на самом деле открыл черные дыры?

Хотя загадочное имя «черные дыры» впервые было придумано в 1967 году, идея объектов, сила тяжести которых настолько велика, что даже свет не может их избежать, намного старше. В 1783 году английский священник и ученый-любитель по имени Джон Мичелл показал, что закон тяготения Ньютона предполагает, что такие объекты могут существовать. Но Мичелл пошел дальше, предположив, что, несмотря невидимость таких объектов, они могут проявить себя, если звезда окажется на орбите вокруг них.

Джон Мичелл оказался удивительно дальновидным в обоих отношениях. В течение 1930-х годов теоретики, использующие более сложную теорию гравитации Эйнштейна, известную как Общая теория относительности, показали, что достаточно массивные звезды могут коллапсировать под действием собственной гравитации в конце своей жизни и превращаться в черные дыры (как ни странно, сам Эйнштейн никогда не предполагал, что такие гравитационные объекты действительно могут существовать).

Луиза Вебстер (слева) и Пол Мурдин (справа)

Второе утверждение Мичелла было подтверждено в начале 1970-х годов. Британские астрономы Луиза Вебстер и Пол Мурдин в Королевской Гринвичской обсерватории и Томас Болтон, студент Университета Торонто, независимо друг от друга объявили об обнаружении массивного, но невидимого объекта на орбите вокруг голубой звезды на расстоянии более 6000 световых лет от Земли. Объект, источник интенсивного рентгеновского излучения под кодовым названием Лебедя X-1, теперь считается первой черной дырой, которая была идентифицирована.

Могут ли черные дыры быть порталами для других Вселенных?

Существует долгая история идеи о том, что черные дыры могут соединяться с другими областями Вселенной или с другими Вселенными в целом, но это чисто предположение.

Некоторые физики попытались объединить квантовую механику с Общей теорией относительности и пришли к выводу, что черные дыры могут не содержать «сингулярности», точки, в которой плотность становится бесконечной. Это открыло бы возможность того, что черные дыры являются «вратами» для других Вселенных. Реальные туннели в пространстве-времени, называемые «червоточинами», могут быть лучшим выбором для прохождения между Вселенными. Но хотя они предсказаны теориями Эйнштейна, червоточины еще не были обнаружены, и есть сомнения, что они вообще могут возникнуть естественным путем.

Идею возможности перехода в иную Вселенную при помощи черной дыры поддержал и небезызвестный Стивен Хокинг, правда, с присущим ему юмором, наотрез отказавшись лично проводить подобный эксперимент.

Время течет медленно в черной дыре?

Нет, потому что у вас нет возможности «чувствовать» течение времени.

Это правда, что большие гравитационные силы (например, когда вы приближаетесь к черной дыре) замедляют время, но вы можете узнать об этом, только сравнив свои ощущения с кем-то, находящимся далеко от черной дыры. Вы увидите, что дальний наблюдатель «ускорился», но не почувствуете себя «замедлившимся», а он увидит, что вы «замедлились», но не почувствует себя «ускоренным».

Чем ближе вы подходите к «горизонту событий» черной дыры, тем более «быстрым» вы видите человека на большом расстоянии. Но для вас время будет «чувствоваться» так же, как и всегда.