Мистика или предрассудки: известные полотна, которые приносят несчастья

Москва, 21:15, 06 Дек 2019, редакция FTimes.ru, автор Анна Плотницкая.

В мире существуют картины, за обладание которыми коллекционеры готовы отдать колоссальные суммы. Но порой среди них встречаются полотна, окруженные ореолом дурной славы. Если верить слухам, они приносят беды своим обладателям. Многих, например, пугает картина Крамского «Неизвестная», кому-то становится не по себе от его же мертвенно-бледных «Русалок», а кто-то не может смотреть , как Иван Грозный убивает сына – в знаменитой интерпретации Репина.

«Мастер по умерщвлению»

Кстати, что касается полотен Ильи Ефимовича, первыми о мистике в его произведениях заговорили современники художника. Так, закончив позировать Репину, Корней Чуковский с нескрываемой досадой проворчал:
«Когда Репин написал мой портрет, я в шутку сказал, что будь я суевернее, ни за что не решился бы позировать. В его портретах таится зловещая сила: почти всякий, кого он напишет, в ближайшие же дни умирает. Написал Мусоргского – Мусоргский тотчас же умер. Написал Писемского – Писемский умер. А Пирогов? А Мерси д’Аржанто? И чуть только он захотел написать для Третьякова портрет Тютчева, Тютчев в том же месяце заболел и скончался».
Репин считается настоящим «мастером» по умерщвлению позировавших ему людей. Писатель Всеволод Гаршин упал в с лестницы, разбив при этом голову, после того, как Илья Ефимович написал с него этюд головы царевича для картины «Иван Грозный убивает своего сына».
Почти все приятели художника, которых он изобразил на знаменитой картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» трагически погибли после окончания работы над полотном. Придя в ужас от происходящего, Репин поспешил закрасить на ней лицо своего сына.

Близкий приятель Ильи Ефимовича, который враждовал с жестоким премьер-министром Столыпиным, однажды в шутку попросил Репина поскорее написать с него портрет. Когда работа над портретом Столыпина была закончена, глава правительства поехал в Киев, где его убил масон Мордехай Богров.

Их повенчала Смерть

На полотне Кипренского «Девочка в маковом венке» («Мариучча») изображена 10-летняя Анна-Мария Фалькуччи, дочь натурщицы. Во время работы над картиной художник влюбился в девочку и решил принять участие в ее жизни. Он устроил ребенка в школу при местном монастыре. Когда Мариучча выросла, Кипренский тайно обвенчался с девушкой. Спустя 4 месяца художник погиб. Девушка вскоре родила дочь Клотильду Кипренскую и погибла при загадочных обстоятельствах. Судьба их дочери, к сожалению, неизвестна.

Размышляя над созданием картины «Офелия» Джон Миллес с трудом уговорил позировать, лежа в ванне, Элизабет Сиддал, любимую девушку художника Росетти, носящую под сердцем его будущего ребенка. Во время работы над картиной воду в ванне грели свечками, расположенными под ее днищем. Но это не помогало, и девушка провела несколько часов в холодной воде, позируя художнику. Спустя несколько дней Элизабет слегла с тяжелейшим воспалением легких, а затем заболела туберкулезом. Ребенок родился мертвым. Роды прошли тяжело, и остаток жизни Элизабет страдала от сильнейших болей, спасаясь опиумом. Она умерла от передозировки в возрасте 32-х лет.

Порой случается так: художник приложил много сил для того, чтобы создать шедевр живописи, и вдруг словно охладел к работе. Такое случилось с Алексеем Саврасовым, о чем писал историк искусства Александр Бенуа:

«Вся его деятельность до появления картины «Грачи прилетели» прошла бледной, жалкой и ненужной. Дав эту замечательную и многозначительную картину, он снова ушел в тень, и последние 25 лет прожил в полном бездействии, страдая запоем, еле-еле перебиваясь продажей в подворотнях очень неважных этюдов».

Алексей Кондратьевич похоронил четырех дочерей, затем от него ушла жена. В последние годы своей жизни он жил где придется и расписывал стены придорожных трактиров за рюмку водки и нехитрый обед. В 66 лет художник умер от белой горячки в больнице для бедных.

В огне не горят

Существует ряд картин, вполне безобидных на первый взгляд. Однако если проследить за их историей, можно выяснить, что с ними связаны пугающие и необъяснимые происшествия.

«Плачущий мальчик». В 1950-е годы известный испанский художник Джованни Браголин задумал написать портрет плачущего ребенка, и взял в натурщики своего маленького сына. Для того чтобы вызвать ребенка на необходимые художнику эмоции, отец жег спички у лица малыша. Он точно знал: его сын до безумия боится огня. Естественно, ребенок пугался и плакал навзрыд. Работа над картиной и истязания продолжались несколько дней. Ребенок плакал и кричал сквозь слезы: «Гори сам!» Вскоре мальчик умер от воспаления легких. Его отец трагически погиб при пожаре.

На этом мрачная история картины не закончилась. В 1985 году в Северной Англии в одно и то же время в нескольких домах начались пожары. Погибли люди. Но самое странное в этой истории – во всех домах, где произошли возгорания, имелись репродукции картины «Плачущий мальчик».  Во всех случаях репродукция оказалась цела и не пострадала от огня. Весть об этом мгновенно разнесла британская газета «The Sun». В редакцию газеты хлынули потоки писем, в которых владельцы репродукций «Плачущего мальчика» сообщали о подобных странностях. Людям предложили отправить картины в редакцию. Картины намеревались сжечь на крыше редакции, но решили не рисковать и сожгли их за городом.

За «Водяными лилиями» кисти Клода Моне прочно закрепилась слава картины, приносящей сплошные несчастья. Когда художник с приятелями праздновал окончание работы над картиной, в его мастерской начался пожар. Огонь быстро потушили и позабыли о происшествии. Как оказалось, напрасно. В кабаре на Монмартре картина висела только месяц. По неустановленным причинам кабаре выгорело дотла. Картина снова уцелела. «Лилии» приобрел астролог из Германии Оскар Шмитц. Спустя год сгорел его дом. Полотно опять чудесным образом не пострадало.

В 1958-м картина была перевезена в Нью-Йоркский музей современного искусства, где спустя четыре месяца случился пожар. На данный момент картина находится у частного коллекционера, который в буквальном смысле помешался на противопожарной безопасности.

Петров-Водкин предвидел блокаду Ленинграда

Развитая интуиция, умение почувствовать то, что для других является недоступным, делает творческого человека своего рода провидцем. Автор картины «Купание красного коня» Кузьма Петров-Водкин с детства проявлял этот дар.

Когда будущий художник был ребенком, ему понравилась сестра приятеля – темноволосая девочка Леля. Кузьма ходил за Лилей по пятам, и однажды на Покров, когда дети забавлялись предсказаниями судьбы, он схватил ее за руку и прошептал:

«Зиму вы не переживете».

Вскоре Леля умерла от скарлатины. Свою дочь Кузьма Сергеевич назовет Леной – в память о детской любви.

Подобная история произошла с родственницей Петрова-Водкина.

«Мне кажется, я не увижу больше бабушку Арину», – поделился Кузьма с матерью.

Вскоре, неожиданно для всех, когда Кузьма обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, старушка умерла.

Подобные пророчества художник делал всю свою жизнь. В первые годы советской власти, когда и холста было не достать, Петров-Водкин на обратной стороне клеенки нарисовал скудный революционный ужин: селедку, четвертушку черного хлеба и две картофелины.

«Это паек блокадного времени», – произнес мастер, предвещая блокаду Ленинграда.

«Черный квадрат» вместо иконы

Интересная история у картины «Черный квадрат» Казимира Малевича. Впервые картина была представлена во время футуристической выставки в Петрограде в 1915 году. По странной случайности холст повесили в «красном углу» – под потолком, в месте, где православные размещают иконы. Шла Первая мировая, и посетители выставки увидели в «Квадрате», висящем на месте иконы, предсказание надвигающейся катастрофы.

Кстати, для собственных похорон художник придумал футуристический гроб. Его похороны были превращены в «театр абсурда»: тело Малевича с раскинутыми в виде креста руками везли в грузовике в гробу в форме креста. На капоте траурного автомобиля висел «Черный квадрат».

От греха подальше

Картины, окруженные ореолом трагической славы и вызывающие беспокойство у людей, находящихся рядом, тщательно изучают специалисты. Химики занимаются исследованиями состава краски и холста, физики – воздействием солнечных лучей на полотно, парапсихологи бродят около полотен с биорамками. Ничего паранормального эксперты до сих пор не обнаружили. Но легенды о картинах, приносящих несчастья, не исчезают: людям все равно страшно!