Кто же был самым первым в мире царем?

Москва, 17:01, 12 Дек 2019, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Эта деталь из древней ассирийской резьбы по камню из Нимруда изображает сцену из двора короля Ашшурнасирпала в Британском музее. Ашшурнасирпал показан ведущим военные кампании против своих врагов, участвующим в ритуальных сценах и охотящимся. Но он был не первым монархом.

На протяжении большей части человеческой истории мужчины-монархи обладали большей частью власти цивилизации. Такие люди, как Вильгельм Завоеватель, Чингисхан и Тутанхамон, были невероятно важны. От налогообложения до религиозных вопросов или войны, мнение монарха имело решающее значение по жизненно важным вопросам любого рода.

Учитывая значение этих людей, разумно задаться вопросом: кто был первым в мире царем?

Кажется, что ответ может быть утерян в пыли истории просто потому, что письменные записи о первом самодержце, возможно, не пережили время.

 

«Возможно, это вопрос без ответа», — говорит Марк Манн, профессор истории в Университете штата Пенсильвания.

 

Основная проблема, конечно, заключается в том, что нет полных исторических жизнеописаний монархов, которые жили 5000 лет назад. Есть также вопрос о том, какие древние слова относились к тому, что мы считаем монархами. Например, в регионе Египта слово «фараон» не использовалось до 1570 г. до н. э.

 

«Список шумерских царей»

 

Некоторые историки говорят, что Месопотамия может претендовать на первого в мире самодержца, возможно, Ири-Хора или Намера. Они указывают на «Список шумерских царей», древнюю рукопись, заполненную царями (реальными и вымышленными) которые когда-то правили областью вокруг современного Ирака. Этот текст, открытый в начале 20-го века, настолько стар, что его первые «страницы» написаны на клинописных табличках.

 

«Согласно более поздней месопотамской традиции, включенной в «Список шумерских царей», первым царем был Алулим, правитель города Эриду. Он жил в мифологическое время до потопа и правил (в некоторых рукописях) 28000 лет», — сообщил Экарт Фрам, профессор ближневосточных языков и цивилизаций в Йельском университете. «Согласно тому же источнику, первым царем после потопа был некий Гушур, который, как говорят, правил в городе Киш в течение 1200 лет».

 

«Список шумерских царей» имеет некоторые замечательные сходства с ранними главами «Книги Бытия», включая историю о Великом потопе, в связи с которым в Библии упоминается ковчег Ноя.

«Список шумерских царей» совсем не буквальный. Он смешивает реальность с мифологией, где цари, предположительно, правили на протяжении десятков тысяч лет.

 

«Однако многие из лиц, упомянутых в первых разделах «Списка шумерских царей», являются явно вымышленными фигурами, и это вполне может относиться к … вышеупомянутым [Гушур и Аулим]», — говорит Фрам.

«Среди первых правителей, чьи имена задокументированы в современных письменных источниках, — Ме (или Ишиб) -барагеши из Киша, Акка-Инаннака из Уммы и некий Хар Ту (точное произношение неизвестно) города Па Гар (современное Телль Аграба). Вероятно, они правили около 2700-2600 до н.э.

 

Ме-Барагеши называют первым правителем Месопотамии (около 2700 г. до н.э.), и доказательства его правления основаны на надписях, найденных на фрагментах ваз. Будучи правителем Киша, северного вавилонского города, он, как сообщается, победил Элам, цивилизацию, существующую в местности, где теперь находится Иран, а затем продолжал царствовать над своим народом в течение 900 лет. Не считая нелепой продолжительности жизни, Ме-Барагеши вполне может быть первым царем в истории.

 

 

Другие претенденты на титул первого царя в мире

 

«Первым правителем, правление которого мы можем несколько увидеть, является человек, похороненный в гробнице Удж в Абидосе», — говорит Джон Дарнелл, профессор египтологии в Йельском университете. Эта гробница датируется около 3320 г. до н.э. «Хронологически он, по-видимому, был первым правителем того, что мы называем Династией 0, объединенным королевством Верхнего Египта, чей последний правитель, Нармер, установил контроль Высших Египтян над севером и основал Первую династию».

«Самый старый из сохранившихся элементов опознаваемых королевских регалий, изображение стандартной египетской пары «посох и цеп», был фактически найден во время повторных раскопок гробницы Немецким археологическим институтом в Египте (DAIK). В захоронении также содержались многочисленные примеры системы маркировки, среди которых выделяется серия именных костных меток».

 

Царь Скорпион

 

Дарнелл говорит, что исследователи все еще пытаются расшифровать различные части своих результатов, которые могут представлять некоторые из самых ранних форм письма. В конечном счете, они могут указать на важную битву, которая привела к объединенной цивилизации, во главе с человеком, которого можно было бы (или нельзя) — назвать Скорпионом.

На таблице Дарнелла, обнаруженной на месте Гебель Тьяути в Западной пустыне Фиван в Египте, изображен резной рисунок скорпиона над соколом, символ, который в египетской истории означает либо «царя», либо бога Гора.

 

Эти древние кусочки керамики с изображением сокола, птицей, связанной с египетским богом Гором.

 

Дарнелл, который десятилетиями изучал египетскую историю, говорит, что «Скорпион» является «самым ранним правителем, для которого, я полагаю, мы можем предложить обозначение, если не личное имя, для царствования которого мы можем видеть события, и чьи физические аспекты имеют несколько доказательств в своем погребении в гробнице Удж «.

 

Дарнелл также говорит, что другая надпись, которую обнаружила его команда, указывает на раннее царское правление. Крупномасштабная надпись Эль-Хави также имеет ту же дату палеографически, что и Гебель Тьяути, и демонстрирует использование иероглифов.

 

«Надпись также делает заявление, приравнивающее царскую силу к власти Солнца, и, таким образом, является первым выражением божественного царствования», — считает Дарнелл.

 

Действительно, многие ранние цари требовали власти от богов в качестве оправдания для правления. Профессор Фрам добавляет, что многие месопотамские цари даже говорили, что они боги, но это понятие в конечном итоге было отвергнуто «возможно, потому что правители часто казались слишком человечными в глазах своих подданных».

Относительно того, откуда вообще пришла идея царствования, Фрам считает, что это напрямую связано с необходимостью организации труда. В древней Месопотамии было большое количество строителей, фермеров, ремесленников, пастухов и продавцов товаров.

 

«Чтобы все это обустраивать, появился класс управителей, который забрал часть сельского богатства для своего блага», — говорит он. «Человек во главе административной лестницы — и, возможно, также военнослужащих, необходимых для защиты экономической деятельности, осуществляемой таким образом, — в конечном итоге будет считаться «царем». Чтобы узаконить экономическое неравенство, присущее системе, была создана монархическая идеология, которая способствовала монаршему праву как учреждению, санкционированному Богом».