Астрономы открыли экзопланету, на которой один год длится всего 18 часов

Москва, 12:04, 21 Фев 2020, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Астрономы обнаружили горячую, похожую на Юпитер экзопланету с самым коротким орбитальным периодом: год в этом большом газовом мире длится всего 18 часов.

«Мы рады объявить об открытии NGTS-10b, чрезвычайно короткой периодической планеты размером с Юпитер, вращающейся вокруг звезды, не слишком отличающейся от нашего Солнца», — сказал Джеймс МакКормак, научный сотрудник в области физики в Уорикском университете в Англии.

Результаты были опубликованы в статье в Ежемесячном обзоре Королевского астрономического общества в четверг.

NGTS-10b была обнаружена с помощью NGTS, массива из 12 небольших наземных телескопов в пустыне Атакама в Чили. Устройство охотится на миры далеко за пределами Солнечной системы, используя метод транзита, который обнаруживает периодические провалы в яркости удаленных звезд, когда вращающиеся вокруг них экзопланеты проходят перед ними.

По этой мере, горячие Юпитеры, такие как NGTS-10b, должны быть легко обнаружены. Мало того, что их большие размеры приводят к более очевидному изменению яркости при пересечении звезды, их короткий орбитальный период означает, что эксперты должны часто видеть, как они проходят перед своим светилом.

«Но на самом деле они на удивление редки», — сказал МакКормак.

«Из сотен известных в настоящее время горячих Юпитеров только семь имеют орбитальный период менее одного дня».

NGTS-10b возглавляет этот крошечный список с самым коротким орбитальным периодом из всех. Год на планете пролетает всего за 18 часов — для всех инопланетян, живущих на этой экзопланете, празднования дней рождения должны быть обыденной рутиной.

Орбита экзопланеты завершается так быстро потому, что она находится слишком близко к родительской звезде, которая немного меньше и холоднее нашего Солнца. NGTS-10b кружит на расстоянии, которое в два раза превышает диаметр ее звезды. Для сравнения, если бы Меркурий, ближайшая к Солнцу планета, находился на такой же дистанции, он был бы в 27 раз ближе, чем сейчас.

Ученые считают, что самая скоростная экзопланета приливно привязана к своей звезде, что означает, что одна сторона постоянно залита солнечным светом, а другая сторона холодная и темная. Они надеются продолжить изучение NGTS-10 и считают, что это сильный кандидат для последующих наблюдений с космическим телескопом Джеймса Уэбба НАСА, который должен быть запущен в 2021 году.

Астрономам, возможно, нужно поспешить, так как приливные силы могут разрушить экзопланету.

«В течение следующих десяти лет, возможно, удастся увидеть, как эта планета начнет разваливаться», — сказал Даниэль Бэйлисс, соавтор статьи и доцент астрофизики в Уорике.

«Мы сможем использовать NGTS для мониторинга этого в течение десятилетия. Если бы мы могли видеть, что орбитальный период начинает уменьшаться, и планета начинает вращаться, это многое нам скажет о структуре планеты, которую мы еще не знаем».

Считается, что горячие Юпитеры начинают свою жизнь вдали от своих родительских звезд и постепенно мигрируют внутрь, взаимодействуя с другими планетами-гигантами или с помощью других гравитационных сил.

«Нам очень повезло поймать ее на этой короткой периодической орбите, или процессы, посредством которых планета мигрирует в звезду, менее эффективны, чем мы думаем, и в этом случае она может жить в этой конфигурации в течение более длительного периода времени». сказал Дэвид Браун, соавтор и научный сотрудник в Уорике.

«Все, что мы знаем о формировании планет, говорит нам, что планеты и звезды образуются одновременно», — добавил Бэйлисс. «Лучшая модель, которая у нас есть, предполагает, что звезде около десяти миллиардов лет, и мы предположили бы, что планете тоже. Либо мы видим ее на последних этапах своей жизни, либо каким-то образом она способна жить здесь. дольше, чем следовало бы».

NGTS-10b находится на расстоянии около 1000 световых лет, примерно на 20 процентов больше Юпитера и в два раза больше его массы.