Благодаря генетике в Канаде вскоре может не остаться безымянных захоронений

Москва, 13:45, 24 Фев 2020, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

В Квебеке надгробия редко устанавливались до второй половины 19-го века, поэтому на исторических кладбищах находится много безымянных могил.

Команда исследователей в области генетики, археологии и демографии из трех университетов Квебека провела исследование, в котором они объединили родословную информацию от BALSAC (база данных Квебека, единственная в своем роде в мире) с генетической информацией от более чем 960 современных квебекцев для доступа к генетическому профилю исторической популяции Квебека. Результаты, опубликованные в Американском журнале физической антропологии, предполагают возможности, которые этот метод может предложить в ближайшем будущем.

База данных BALSAC содержит генеалогические отношения, связывающие пять миллионов человек, подавляющее большинство из которых состояло в браке в Квебеке за последние четыре столетия. Работа над созданием этой базы данных началась в 1972 году в Университете Квебека в Чикутими под руководством историка Жерара Бушара.

Автором этого исследования является Томми Хардинг, научный сотрудник Университета Монреаля, который специализируется на секвенировании ДНК.

BALSAC, по его словам, «является невероятной базой данных для исследователей, потому что и количество, и качество данных, которые он содержит, действительно исключительны. Приходские записи, тщательно хранимые католическими священниками, были очень хорошо сохранены, так что сегодня, благодаря технологическим достижениям, можно использовать эти данные для идентификации костей из безымянных могил».

Использование Y-хромосомы и митохондриальной ДНК

Это исследование проходило при содействии Дамиана Лабуда, эксперта в области генетической структуры, который является профессором кафедры педиатрии в Университете Монреаля.

«Генетика, — сказал он, — конечно, много раз использовалась для идентификации останков исторических личностей, таких как члены русской императорской семьи Романовых, которые были убиты большевиками и похоронены в общей могиле, или английский король».

«Чем отличается генетический метод нашей исследовательской группы, — добавил д-р Лабуда, — то, что мы используем информацию, содержащуюся в двух генетических маркерах, которые передаются детям только одним родителем: Y-хромосомой, которая передается от отцов их детям, сыновьям и митохондриальная ДНК, которая передается от матерей и их дочерям, и их сыновьям. Эти две генетические молекулы наследуются с небольшим количеством модификаций (то есть мутаций), так что люди сегодня имеют ту же или почти ту же последовательность ДНК, что и их предки, которые жили более 10 поколений раньше».

Как заставить старые кости рассказывать свою историю

Хардинг добавил: «Чтобы эмпирически проверить потенциал идентификации нашего метода, мы отобрали шесть неопознанных мужских скелетов, которые были эксгумированы в течение многих лет на четырех исторических кладбищах в Квебеке. Мы отправили эти кости в Genomics Core Facility, лабораторию в Университете Помпеу Фабра в Барселоне, которая специализируется на анализе исторической ДНК. Эта лаборатория извлекла ДНК из этих останков и проанализировала их, чтобы выявить их митохондриальные и Y-хромосомные генетические маркеры».

Затем исследователи из Квебека сравнили генетические маркеры из этих исторических останков с теми же генетическими маркерами из более чем 960 современных квебекцев, чья генеалогия была установлена ​​с использованием данных о популяции из базы данных BALSAC. Благодаря этому процессу исследователи смогли вывести генетические профили примерно 1,7 миллиона человек из исторического Квебека.

«Однако, — признал доктор Хардинг, — только 12 процентов мужчин, состоящих в браке до 1850 года, которые включены в базу данных BALSAC, имели общий профиль митохондрий и Y-хромосому с 960 квебекцами из современного образца. Из-за этого ограниченного генетического охвата ни один из этих 12 процентов мужчин не имел такого же генетического профиля, как любой из неопознанных останков».

Некоторые останки до сих пор не могут быть идентифицированы

Хардинг продолжил: «Предположительно, лица, останки которых мы проанализировали, не были связаны ни по материнской, ни по отцовской линии ни с одним из людей в современной выборке. Но если бы мы могли значительно увеличить число современных людей с генотипом — на сотни тысяч — то мы смогли бы выявить до 87 процентов мужчин, состоящих в браке до 1850 года».

Другие применения этого метода

Хардинг добавил: «В дополнение к тому, что он используется для идентификации исторических останков здесь, в Квебеке, чтобы их можно было снова похоронить в отмеченных могилах, наш метод может быть использован для идентификации останков канадских солдат, которые погибли и были похоронены за границей в течение двух мировых войн».

Ученый также считает, что этот метод имеет потенциальное применение в здравоохранении.

«Изучение генетического багажа основателей франко-канадской популяции может помочь нам не только откалибровать другие методы, такие как реконструкция исторических геномов с использованием биоинформационных моделей, но и расширить знания в области эпидемиологии генетических заболеваний путем выявления исторических источники их генетических детерминант, открывая, таким образом, возможность более простого скрининга некоторых из этих заболеваний».