Красота на камеру: как Любови Орловой убирали морщины, а Алле Пугачевой «делали» зубы

Москва, 17:42, 09 Мар 2020, редакция FTimes.ru, автор Мария Сосновская.

О советской эпохе у многих живших в то время остались противоречивые воспоминания. Но при этом зрители той эры всегда с улыбкой на лице вспоминают об актрисах и певицах, которые стали легендами своего времени. Первые красавицы всегда были в прекрасной форме, а перед зрителями представали при «полном параде».

И только сегодня люди, которые работали по ту сторону камеры, начинают раскрывать секреты того, как им удавалось выстраивать совершенные образы для прекрасных дам. Сейчас, в эру «Фотошопа» и других редакторов исправить силуэт или сделать губы более пухлыми не составляет труда. Но раньше подобных технологий не было. И мастерам на все руки приходилось пускать в оборот всю смекалку.

Некоторые уловки, которыми пользовались лет 50-60, раскрыл Александр Стефанович. Бывший супруг Аллы Пугачевой, а также кинодеятель поведал о странных и местами даже удивительных приемах, помогающих актрисам выглядеть более привлекательно.

Идеальная картинка для поклонников

Во времена расцвета Советского Союза рядовые граждане о любимых актерах и певцах знали не так много, как им хотелось бы. Информацию выдавали дозировано. В журналах выставлялись интересные, но продуманные интервью. А на «Голубых огоньках» и других передачах звезд хорошенько гримировали. Да и на больших экранах актрисы появлялись без морщинок и в максимально выгодном свете.

В результате, советские знаменитости превращались в каких-то недосягаемых, почти мифических существ. Простые люди добраться до них не могли, а с экранов они выглядели на все сто при любых обстоятельствах. Даже выпускаемые карточки-открытки с их лицами были подвергнуты тщательной ретуши.

В своем интервью изданию «Комсомольская правда» Александр Стефанович раскрыл механизм того, как на снимках звезды советского кино получались просто неотразимыми. Черты лица поправляли практически вручную. Надо было использовать цветные карандаши, а также специальный уголь. Играя светом и тенью, ретушеры добивались идеальных пропорций, а заодно и закрашивали морщинки. Получался идеальный итог за счет примитивной версии «Фотошопа».

Нечто подобное практиковалось и на съемочной площадке. Чтобы артистка выглядела молодой и подтянутой, на камеру надевали капроновый чулок. Это было необходимо для того, чтобы финальное изображение получалось более мягким. Так можно было с легкостью сгладить мелкие морщины. Получалось освежить лицо.

«В чулке делали прорезь», – вспоминает режиссер.

Необходимо это было для того, чтобы через отверстия просматривались глаза женщины. И на финише получалось, что морщин нет, зато взгляд очень выразительный.

Такая фишка в советское кино пришла благодаря мужу Любови Орловой. Он как-то увидел этот трюк на киностудии в Голливуде. Решил перенять интересную идею для крупных планов. Прижилась она и в Советском Союзе.

Цветные стеклышки вместо фильтров и «запасные зубы»

Но если чулки – это примитивное решение проблемы, то с развитием съемочного оборудования специалисты стали использовать более сложные механизмы обработки изображения. Настоящей палочкой-выручалочкой стало использование комплектов специальных стеклышек. В наборе находилось около сотни предметов. Причем каждый вариант подходил для определенной манипуляции. Один элемент был направлен на выравнивание кожного покрова, другой отвечал за увеличение глаз.

Но иногда даже таких крутых в те времена приемов было недостаточно. Когда Стефанович снимал Ротару в фильме «Душа», певица была на пике своей красоты. Но требовалось создать эффект голливудской дивы. Поэтому, помимо стеклышек на крупных планах, оператор еще использовал дополнительный трюк.

С его помощью взгляд получался более пронзительным. Реализовать подход очень просто. Сначала надо посмотреть в угол, а не прямо в объектив. Потом на кончик своего носа, а уже потом посмотреть в камеру, но сделать это совершенно небрежно.

Эксперты подозревают, что фишка тут в какой-то физиологической тонкости. Потому что когда на стадии монтажа часть с первыми двумя пунктами отрезается, то на финальном взгляде в камеру глаза более выразительные. В общем, практически магия.

Еще одна уловка телевизионщиков касалась ситуаций, когда у актрис были сложности с зубами. Так, например, давние поклонники Пугачевой в курсе, что в молодости у нее была щербинка на передних зубах. Это сегодня такая фишка считается интересной индивидуальной особенностью, а барышни не спешат от нее избавляться.

Но тогда киношникам надо было представить идеальную картинку для зрителя. Вот и пришлось Алле Борисовне ради роли в «Женщина, которая поет» носить капу. Это было решение режиссера фильма.

Конечно, были у такой красивой картинки и побочные эффекты. Из-за пластика во рту Примадонна ужасно шепелявила. Конечно, при озвучивании это убиралось, но на съемочной площадке могло добавлять дискомфорта. Да и есть в таком «наряде» для ротовой полости не представлялось возможным. Вот и приходилось во время каждого приема пищи снимать капу, а потом крепить заново.

Впрочем, не только Пугачева разгуливала по съемочной площадке с накладными зубами. Некоторые другие артисты тоже пользовались идентичным приемом ради идеальной картинки. И капы получали прямо на «Мосфильме». Тут же можно было раздобыть парик. Он мог пригодиться в случае, если во время съемок требовалось каждый раз делать сложную укладку. Тогда проще было воспользоваться готовой шевелюрой.

Скотч вместо бьюти-уколов и гипсовые маски

Еще лет тридцать-сорок назад пластическая хирургия была не так хорошо развита, как сегодня. Поэтому артисткам, которые хотели выглядеть максимально привлекательно в кадре, но при этом имели морщины, приходилось хитрить.

В практике Стефановича был один интересный случай. На съемку пришла артистка лет семидесяти. Разумеется, печать возраста у нее имелась на лице. Но киношникам позарез надо было сделать из нее молодую леди. Все закончилось тем, что женщине натягивали кожу лица максимально сильно, крепили скотчем и быстренько делали дубль.

Через пару минут конструкция отклеивалась, но постепенно удалось все же отснять нужное количество материала.

Вообще во времена расцвета советского кино гримеры постоянно разрабатывали какие-то интересные новшества. Так, например, специалистам пришло в голову использовать примитивный пластический грим. Таким образом Смоктуновский превращался на съемочной площадке во Владимира Ленина.

Сам процесс наложения грима занимал часов восемь. Это очень трудоемкое занятие, когда артисту приходилось сидеть с трубочками в носу и не шевелиться в течение 10-20 минут, пока голова была намазана гипсовым раствором.

Только после того как все подсыхало, «скафандр» распиливали и мастерили черепную модель. После того, как контуры лица подгонялись гримерами, начиналось самое важное. Пластический грим надо было наложить обратно, а потом и прорисовать характерные черты лица.

На сегодняшний день эта технология для состаривания или омолаживания сильно продвинулась вперед. Но в советское время народная мудрость о том, что красота требует жертв, воспринималась едва ли не буквально. Зато результат в телевизоре радовал даже самых взыскательных зрителей.