«Умножить на ноль»: на Украине разгорается травля Верки Сердючки за песни на русском
Москва, 16:00, 13 Июл 2025, редакция FTimes.ru, автор Елена Галицкая.
Вокруг популярного украинского артиста Андрея Данилко, более известного в образе Верки Сердючки, разгорелся новый скандал. На этот раз причиной негодования украинских радикалов стало то, что артист продолжает исполнять песни на русском языке — и в мирное время, и во время боевых действий, и, как выясняется, даже несмотря на давление со стороны властей и общественности.
Кондратюк: «Множить на ноль»
Один из самых резонансных выпадов в сторону Данилко сделал украинский продюсер и бывший знаток телеигры «Что? Где? Когда?» Игорь Кондратюк. В беседе с журналисткой, фрагмент которой был опубликован в Telegram-канале украинского СМИ, он резко высказался о творчестве Данилко и его языковом выборе.
Кондратюк заявил, что артистов, продолжающих исполнять песни на русском языке, следует «умножать на ноль». Под эти слова он подвел пример Верки Сердючки и назвал Данилко «интеллектуальным нацменьшинством, у которого нет мозгов».
«Он талантливый, да, —
признал продюсер. —
Но не все талантливые люди умны. Если ты не можешь изменить два звука в песне ‘Дольче Габбана’, чтобы она звучала на украинском — у тебя нет мозгов».
На замечание журналистки о том, что Сердючка по-прежнему остается популярной, Кондратюк вспылил:
«Популярна — потому что он талантливый. Но это не оправдание. Это не даёт права пренебрегать реальностью, в которой погибают украинцы и сжигают книги».
Ответ со сцены — в стиле Сердючки
На критику Данилко отреагировал не менее резко. Во время одного из концертов в Одессе, артист в образе Верки Сердючки прямо со сцены грубо обругал своих критиков, используя нецензурную брань. Он сделал это, как иронично отметили очевидцы, в стиле собственных хитов.
Таким образом, он ответил тем, кто возмутился его выступлением в киевском клубе Osocor Residence, где звучали его старые песни — на русском языке. После концерта активисты из организации «Украинская мова» направились к главному языковому омбудсмену Тарасу Креминю с требованием принять меры, обвиняя Данилко в «мимикрии» и намеках на симпатию к российской армии.
Отмена? Пока — только слова
Несмотря на волну негодования, конкретных запретов на выступления Данилко пока не последовало. Более того, концерты, как в Киеве, так и в Одессе, проходят по заказу состоятельных украинцев, которые не задаются вопросами мовы и патриотизма — им важен антураж, а Сердючка — это всегда шоу.
Тем не менее, последствия могут наступить. По словам продюсера Леонида Дзюника, если давление на Данилко усилится, артист может быть поставлен перед выбором: либо замолчать, либо покинуть страну.
«Ему могут пригрозить отправкой на фронт или просто запретить выступать. А при повторении подобных ситуаций — он уедет», —
заявил Дзюник.
Уйдёт, но не в Россию
О вероятной эмиграции артиста начали говорить всё громче. По словам того же Дзюника, Данилко вполне может попросить политическое убежище в одной из западных стран. Но, по его мнению, возвращение или переезд в Россию крайне маловероятен. Во-первых, потому что он сам неоднократно отмежевывался от российской сцены. Во-вторых — из-за закона о запрете ЛГБТ-пропаганды, под который его сценический образ формально может подпасть.
Публичный крест на артистической свободе
Скандал вокруг Данилко — это не просто выпад в адрес одного артиста. Это очередной штрих в общей картине идеологического давления и культурной зачистки, которая всё активнее проводится на Украине. То, что раньше считалось частью народной культуры и вызывало улыбки — теперь стало мишенью для атак.
Данилко — один из немногих украинских артистов, сумевших объединить аудиторию по обе стороны границы. Его Верка Сердючка — образ, близкий и украинцам, и россиянам, и европейцам. Однако в нынешних условиях эта универсальность стала поводом для травли.
Идеология против искусства
Можно по-разному относиться к творчеству Данилко. Но нельзя не признать, что сегодняшняя ситуация вокруг него — это яркий пример того, как идеология начинает диктовать искусству не только форму, но и язык. Причем делает это грубо, жестко и с угрозами.
И пока Верка Сердючка всё ещё поёт — возможно, в последний раз на украинской сцене — за её кулисами уже решается, станет ли артист новым символом культурного изгнания или останется, приняв условия диктата. А если и покинет родину — то не потому, что предал, а потому что его «умножили на ноль».