Астрономы рассмотрели перспективы для жизни возле звезд — Красных гигантов

Москва, 10:23, 17 Май 2016, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

По всей Вселенной разбросаны звезды, находящиеся в различных фазах и возрасте. Старейшие экзопланеты, обнаруженные космическим телескопом Kepler, имеют возраст около 11 миллиардов лет. Планетарное разнообразие предполагает, что эти далекие миры могут быть размером с Землю, и даже будучи ныне в замороженном состоянии, могут со временем стать пригодными для жизни после того, как звезда станет старше. Астрономы обычно смотрели на звезды средних лет, вроде нашего Солнца, но чтобы найти пригодные для жизни миры, нужно смотреть на звезды всех возрастов.

В своей новой работе астрономы смоделировали обитаемые зоны для стареющих звезд и рассчитали, сколько времени планеты могут находиться в них. Их исследование, «Обитаемые зоны звезд после главной последовательности», опубликовано в Астрофизическом журнале 16 мая 2016.

«Обитаемая зона» — это регион вокруг звезды, в которой вода на поверхности планеты находится в жидком состоянии и признаки жизни можно удаленно обнаружить с помощью телескопов.

«Когда звезда стареет и становится легче, обитаемая зона движется наружу, и это буквально дает второе дыхание планетарной системе», — сказал профессор Рамирес из Института Карла Сагана. Таким образом, ныне обледеневшие планеты в Солнечной системе, и Европа и Энцелад — луны, вращающиеся вокруг Юпитера и Сатурна, оттают.

В зависимости от массы родительской звезды, планеты и их спутники задержатся в этой гигантской красной обитаемой зоне до 9 миллиардов лет. Земля, например, находится в обитаемой зоны нашего Солнца около 4,5 миллиарда лет, и она претерпела множество итераций жизни. Однако, через несколько миллиардов лет, наше Солнце превратится в красного гиганта, поглотив Меркурий и Венеру, сделав из Земли и Марса испепеленные скалистые планеты, но вызвав потепление дальних миров, вроде Юпитера, Сатурна и Нептуна и их спутников, оказавшихся в недавно созданной Красным гигантом обитаемой зоне.

Такие размороженные планеты могут оставаться теплыми до полутора миллиардов лет в обитаемой зоне Красного гиганта. Это немалое количество времени.

«В далеком будущем, такие миры могут стать обитаемыми вокруг маленьких красных солнц миллиарды лет, может быть, даже начиная жизнь, подобно Земле. Это заставляет меня очень оптимистично смотреть на шансы для жизни в долгосрочной перспективе», — говорит профессор Кальтенеггер.