Марина Неелова прокомментировала уход Гармаша из «Современника»

Москва, 02:15, 04 Авг 2020, редакция FTimes.ru, автор Татьяна Орлонская.

Скандал вокруг ухода Гармаша с подмостков «Современника» продолжается. Сейчас и поклонники отечественного театра, и артисты активно обсуждают открытое письмо, которое написал известный артист.

В последний день июля 2020 года известный российский актер Сергей Гармаш объявил своим поклонникам и коллегам о том, что принял решение покинуть театр «Современник». Свое решение он озвучил через открытое письмо. Данное письмо опубликовал у себя в Facebook ректор ГИТИСа Григорий Заславский. Пока поклонники актера отходят от шока, его коллеги уже успели дать свои оценки этому скандальному уходу.

Гармаш покинул «Современник» из-за личных амбиций

Актриса Марина Неелова прокомментировала скандальный уход коллеги. По ее словам, такое решение артист принял из-за неоправданных ожиданий и личных амбиций.

«Драматически выстроенный уход оскорбленного Сергея Леонидовича Гармаша со сбора труппы больше связан с его личными амбициями и неоправданными ожиданиями, чем с творческими декларациями«, — таким словами прокомментировала уход актера Марина Неелова.

А вот Чулпан Хаматова была в своих словах более деликатной.

«Это выбор Сергея Гармаша. У нас у всех разные эстетические взгляды на то, каким должен быть театр… И если человек как художник не может согласиться с другим художником, значит он выбирает другой путь», — сказала Хаматова.

82-летняя Лия Ахеджакова также дала оценку поступку актера. По ее твердому убеждению новый художественный руководитель делает все, что от него зависит, чтобы сохранить интерес зрителя к театру после смерти Галины Волчек.

«Я очень переживаю, что это с Сережей случилось, потому что это пятно он никогда не смоет. Ничего ужасающего в театре нет», — уверена артистка.

Открытое письмо об уходе Сергея Гармаша

Напомним, что Сергей Гармаш пришел в этот театр в 1984 году сразу после окончания Школы-студии МХАТ. Он был одним из ведущих актеров театра. И вот теперь он с громким скандалом покидает стены родного театра.

«Дорогие мои! Мне тяжело далось решение уйти из театра. Я прожил здесь счастливых 36 лет. Это мой дом, оставлять который для меня тяжело и больно.

Но, осознав и увидев то, куда направлен вектор развития театра, я понял, что должен это сделать. Вернее сказать, я пытался развернуть движение этого вектора. Пытался достучаться до властей в разных кабинетах. Считал это своим долгом по отношению к нашему общему делу, к памяти Галины Борисовны, к тому, к чему она нас призывала, говоря «не позвольте сделать из театра модное место». Делал это открыто, но услышан не был.

Эти полгода показали, сколь катастрофичным было решение о назначении Виктора Рыжакова. Катастрофичным для будущего театра. Оно было принято подковерно, еще при жизни Г.Б. Подписано буквально на крышке гроба. Это сделали московские власти.

Видимо, чего-то боялись. Возможно, даже слухов о том, что я претендую на роль худрука. Говорю вам ответственно: это не так. Я видел будущее «Современника» в коллегии, как это было в течение двух лет после ухода Ефремова.  Эта коллегия за три-пять лет точно нашла бы того, кто мог возглавить этот театр. И, по моему мнению, это должен быть молодой режиссер, 40-летний человек.

Но случилось то, что случилось. Новый худрук согласился с этим варварским назначением, не остановил его, не попросил приостановить хотя бы до 40 дней. Дальше мы прослушали клятвы в верности «Современнику», которые, как показали эти полгода, сильно разошлись с делом. Кабинет Волчек был разрушен мгновенно.

Выпущены Диалоги, посвященные юбилею Победы, часть высказываний прозвучавших внутри них я иначе как кощунством, провокацией и даже преступлением назвать не могу. Потому что Победа и Великая Отечественная война есть факт истории, которым пронизана моя и не только моя жизнь, это мое кино, моя литература, на которой вырос и моя память. Это является святым и неприкосновенным — вспомните, с чего начинался «Современник», с «Вечно живых». Молодых артистов подтолкнул к этому худрук, а потом и отредактировал снятое. Их обнародовали от лица театра. А когда часть из вас возмутилась, вам просто закрыли рот, апеллируя к каким-то мнениям, внутри которых как аргумент были и суждения чиновников, осуществивших назначение. Нам всем еще сказали: дескать, кто бы что ни думал, я сделаю из этого спектакль.

Вы сами знаете, на сегодняшний день ситуация внутри труппы чудовищная. На лицо очевидный раскол, чего не было здесь никогда. И как выходить вместе на сцену и играть спектакль, представить сложно. И за этот раскол личную ответственность, с моей точки зрения, несет худрук.

Волчек пользовалась безусловным авторитетом в театре. И он был не искусственным, а заслуженным делом. Но она никогда не игнорировала мнение других людей, хоть бывало, что они высказывались и в резкой форме. Вы это знаете прекрасно. Сейчас на место авторитету пришел тоталитаризм: мнения могут быть разными, но правильное одно — мое.  И это декларирует человек, еще ничего не сделавший в театр. Вернее, сделавший уже очень многое для его развала и уничтожения.

Идет расправа  над людьми, прекрасными профессионалами, отдавшими театру десятилетия жизни. А вместо уволенной Саши Толубеевой на работу принимается собственная дочь. 

Впереди снятие успешных и конкурентоспособных спектаклей, тем самым артисты, занятые в них, лишаются заработка, а зрители любимых спектаклей. А что взамен? Собственные спектакли, сделанные со студентами, жизнеспособность которых не проверена на зрителе. Ярчайший тому пример: убран из репертуара «Шагает солнце по бульварам» — спектакль, посвящённый памяти основателей театра. Вместо него студенческая «Оттепель».

В репертуар принимаются названия, даже не прошедшие обсуждения на труппе. Я не буду продолжать перечислять всю череду чудовищных и безнравственных с моей точки зрения поступков. Для себя я принял решение, что дальше принимать в этом участие не могу.

Выходить на сцену в своих спектаклях, играть их как ни в чем не бывало и при этом видеть, как рушится дом, уничтожается великое дело, выше моих сил. Я ухожу. Чувствуя ответственность перед зрителем, доиграю объявленные в сентябре спектакли, и ухожу. Не могу поступить иначе, потому что помню все, что сказал у гроба Волчек. И если не могу это подтвердить и осуществить, я ухожу.

Спасибо за счастье выходить вместе на сцену, за радость взаимного творчества, за тепло и понимание, которое получал от вас всегда. Ваш Гармаш», — говорится в письме.

Стоит отметить, что руководитель столичного департамента культуры Александр Кибовский отказался комментировать открытое письмо актера Сергея Гармаша, в котором он заявил об уходе из театра «Современник» из-за «раскола в труппе», связанного с новым руководством.