История трассы мужества «АлСиб»: опасный путь длиной в десять тысяч километров

Москва, 15:28, 14 Авг 2020, редакция FTimes.ru, автор Дмитрий Новах.

«АлСиб» — это сокращенное название авиапути «Аляска – Сибирь». Эта воздушная трасса была проложена между Аляской (США) и СССР с 1942 по 1945 год. По ней доставлялись военные самолёты из США в Советский Союз.

Кроме доставки самолетов, трасса выполняла и второстепенные, но не менее важные задачи: перевозка грузов, сотрудников дипломатических ведомств и доставка почтовых отправлений ведомственных служб.

Что такое ленд-лиз

Ленд-лиз — система передачи взаймы или в аренду военной техники и других материальных средств от США к СССР,а также другим странам-союзницам во время Второй мировой войны.

Говоря о ленд-лизе, в первую очередь приходят на ум морские арктические конвои, доставлявшие в Мурманск и Архангельск грузы из США и Великобритании. Историки, занимающиеся этим вопросом, отлично знают трансиранский маршрут: через иракский порт Басра, территорию Ирана, на юг СССР.

Но не многие знают еще об одном маршруте, который носил название «АлСиб». Конечно же это не совсем правильное название, ведь одной Сибирью дело не заканчивалось. Это название самого опасного участка доставки самолетов из США в СССР.

История «АлСиба»

После того, как фашистская Германия напала на СССР, Советы остро нуждались в поставках вооружения. Союзники оказывали посильную помощь в обмен на финансовые обязательства. Первые поставки пошли через Северную Атлантику. Они сразу же показали ненадежность этого маршрута. В Северной Норвегии базировался большой немецкий флот, который без особого труда топил суда союзников. Ярким примером этого можно считать конвой PQ-17, состоявший из тридцати пяти грузовых судов,  22 из которых не дошли до пункта назначения, и были потоплены неприятелем.

Путь доставки грузов, через Индийский океан и Иран, занимал довольно продолжительное время. Да и вступившая в войну Япония, также мешала перемещению грузовых судов.

Исходя из вышеперечисленного, Государственный комитет обороны СССР дал задание специалистам ВВС и полярной авиации: разработать различные направления и проложить воздушную трассу из Аляски. В итоге был представлен маршрут, проходящий через Чукотку, Колыму и Якутию до Красноярска. В этих городах находились крупные узловые пункты, а в регионах наблюдалась относительно устойчивая погода.

Красноярск стал центром, в котором самолеты принимались, проходили необходимое обслуживание, перекрашивались и отправлялись дальше, на европейскую территорию СССР.

Воздушная трасса заработала в октябре 1942 года, тогда началась перегонка самолетов. Первые американские самолеты произвели посадку в Красноярске 11 ноября 1942 года. Это были четыре истребителя Р-40 «Киттихаук» и бомбардировщик А-20 «Бостон».

Благодаря появлению воздушной трассы «Аляска – Сибирь», за годы войны СССР получил от союзников 22195 самолётов.

В чем заключалась опасность для летчиков

За все время работы трассы «АлСиб», тысячи сотрудников: пилоты, штурманы, бортрадисты и механики, работали в невыносимых условиях Крайнего Севера. Их перелеты проходили над самыми опасными местами планеты, в том числе, и над зоной вечной мерзлоты. Маршруты проходили практически в нечеловеческих условиях. В случае отказа двигателя летчик мог полагаться только на парашют. Но, даже при удачном приземлении, шансы на спасение оставались мизерными. Ведь мало какая экспедиция могла найти потерпевшего в непроходимой тайге.

Это была дорога жизни, на обочине которой всегда ждала смерть. И действительно, не обошлось без потерь. За время работы «АлСиба» произошло 44 катастрофы, в которых погибло 113 человек.

При изучении истории Второй мировой войны, нужно обязательно вспоминать мужество и героизм участников тех событий.