Новая школьная форма в России: что стоит за ГОСТом и почему он вызвал столько вопросов
Москва, 13:43, 08 Авг 2025, редакция FTimes.ru, автор Елена Галицкая.
В июле 2025 года в России вступил в силу новый государственный стандарт (ГОСТ) на школьную форму. Инициатива Министерства просвещения направлена на установление единого стандарта школьной одежды с целью снятия психологических и социальных барьеров между детьми из семей с разным достатком. Однако реакция общества оказалась неоднозначной: новый ГОСТ вызвал множество вопросов и критики как со стороны специалистов, так и родителей.
В Минпросвещения подчеркнули, что единый стандарт школьной формы — это не просто попытка унифицировать внешний вид школьников. Главное — обеспечить качество одежды, сделать её максимально комфортной и безопасной для здоровья детей. Представленный образец формы включает два варианта: для мальчиков — классический деловой костюм с рубашкой, брюками, пиджаком и галстуком, для девочек — юбку с кружевным жабо и малиновой расцветкой.
Критика дизайна: «офисный планктон» и «старая дева пятидесятых»
Стилист Владислав Лисовец отметил, что женский вариант формы напоминает одежду из 1950-х годов и вызывает скорее улыбку, чем восхищение: «По цвету и крою могло быть более интересно и современно. Такая форма у любого нормального человека в 2025 году вызовет ухмылку».
Известный журналист Евгений Попов также раскритиковал дизайн: «Новая школьная форма уж очень строгая и скучная. Детство — это весело! Не превращайте людей в офисный планктон сызмальства». Он напомнил, что в советские времена существовали разные варианты формы для младших и старших классов, а девочки носили праздничные банты, которые создавали настроение и индивидуальность.
Что на самом деле регулирует новый ГОСТ?
Депутат Госдумы Татьяна Буцкая пояснила, что ГОСТ регулирует не фасон, а качество ткани и параметры изготовления. Важно, чтобы форма была из натуральных, дышащих материалов, которые не препятствуют газообмену кожи, что особенно важно для растущих детей. По её словам, кожа ребёнка «дышит» и участвует в дыхании на 10%, и если одежда не обеспечивает этот процесс, это может привести к кислородному голоданию.
Эту точку зрения поддержал и Александр Реут, директор департамента государственной общеобразовательной политики Минпросвещения. Он уточнил, что в стандарте прописаны такие параметры, как воздухопроницаемость ткани, влагоотведение, гипоаллергенность, а также отсутствие острых краёв и кромок, которые могли бы травмировать ребёнка.
Практические проблемы и нерешённые вопросы
Несмотря на заявления об улучшении качества школьной формы, в обществе остаётся немало вопросов:
- Почему дизайн не учитывает современные модные тенденции и психологию детей? Многие родители и специалисты считают, что строгий и консервативный стиль может подавлять творческое развитие ребёнка и снижать его комфорт.
- Как будет организован переход на новую форму? В России нет единого подхода: некоторые школы придерживаются старых правил, а другие уже начали вводить ГОСТ. Возникает вопрос, насколько это экономически оправдано для семей с низким доходом.
- Сколько будет стоить новая форма? В Минпросвещения говорят о доступности, но реальная цена качественной одежды может быть выше, чем у привычной формы, что вызовет финансовую нагрузку на семьи.
Итоги и перспективы
Новый ГОСТ на школьную форму — важный шаг в стандартизации и контроле качества детской одежды, который может положительно сказаться на здоровье учеников. Однако введение единых фасонов без учёта современных реалий и пожеланий школьников и родителей вызывает справедливую критику.
Министерству просвещения и обществу предстоит выработать компромисс между традициями и инновациями, качеством и удобством, строгим внешним видом и свободой самовыражения. Только так можно добиться того, чтобы школьная форма действительно выполняла свою главную задачу — создавать равные условия для всех детей, не ущемляя их индивидуальность и комфорт.