Тайна казацкого «оселедца»: атрибут статусности или принадлежности к великому роду

Москва, 08:15, 19 Авг 2020, редакция FTimes.ru, автор Евгений Омельченко.

Запорожские казаки – легендарный вольный народ, который в шестнадцатом-восемнадцатом веках поселился на днепровских порогах и основал там Запорожскую Сечь. Казаки прославились великолепными военными умениями, благодаря которым они наводили страх на турок и татар. Из литературы и художественных изображений мы хорошо знаем характерный внешний атрибут казаков – «оселедец» или чуб. Но каково его значение?

Традиция носить чуб восходит от киевского князя Святослава

На самом деле, четкого документально подтвержденного назначения чуба нигде не удалось найти. Историкам остается только гадать и выдвигать самые разнообразные версии ответа на этот вопрос. По одной из них, «оселедец» стал характерным признаком власти для кошевого атамана, наряду с гетьманской булавой. Чуб носил еще представитель княжеского рода Святослав, который по внешности буквально идентичен запорожским казакам. И это несмотря на тот факт, что князь Святослав Игоревич жил еще за полтысячи лет до появления Запорожской Сечи.

Впервые описание внешности князя Киевской Руси Святослава было дано византийским писателем Львом Диаконом, который имел возможность лицезреть русского правителя во время его встречи с царем Иоанном Цимисхием в Константинополе. Диакон отмечал, что Святослав Игоревич прибыл на встречу в скифской ладье.

Описывая его внешность, писатель акцентировал внимание на среднем росте князя, его голубых глазах, длинной бороде и висячих усах. Но пристальное внимание он обратил на практически полное отсутствие волос на голове правителя с присутствием тонкой пряди, свисавшей с одной стороны головы. Неизменным атрибутом Святослава была золотая серьга в одном ухе.

Если мы попытаемся по описанию Льва Диакона визуально воссоздать образ князя Святослава, то получим человека, который будет точной копией запорожского казака. Именно по этой причине киевского князя называют прообразом первых запорожцев, от которого и пошла традиция носить «чуб-оселедец». Но это лишь предположение.

Ношением оселедца казаки пытались приравнять себя к польским шляхтичам

По другой версии, чуб является атрибутом древних сарматов, который позже переняли обитатели Речи Посполитой, проживавшие на этой территории в шестнадцатом столетии. Польские шляхтичи считали себя наследниками великих сарматов, а это предполагало обязательно ношение прически с оселедцем. В то время поляки и литовцы считали, что сарматы принадлежали к германскому роду, тем самым пытаясь отграничить себя от «обычных» славян, которые считались простолюдинами без знатной родословной.

Однако в то время каких-либо конкретных знаний о культуре и особенностях жизни сарматов у поляков не было. Они носили одежду, доспехи, прически и прочие атрибуты, которые, по их мнению, ассоциировались с великими сарматами. Но на самом деле, весь этот «сарматизм» был надуманным.

По второму предположению историков, нося чуб-оселедец, запорожские казаки могли тем самым попытаться доказать, что именно они, а не польские шляхтичи – истинные наследники сарматского рода. Кроме того, на протяжении своей истории запорожцы хотели получить равенство со шляхтой.

Чуб мог отличать опытного запорожца от неотесанного «зеленого» юнца

Идеологические последователи казаков считают, что чуб являлся характерным признаком опытного казака, который побывал хотя бы в одном реальном сражении. Так что носить оселедец не имели права молодые и не закаленные в боях казаки.

Теоретически, версия о том, что чуб мог быть знаком отличия и статусности казака, выдерживает критику и претендует на истинность. Можно обратить внимание на тот факт, что казацкие писари не носили  оселедцы, а отдавали предпочтение простой прическе «под горшок». Это хорошо видно на легендарной картине Ильи Репина «Запорожцы», где писарь, пишущий письмо турецкому султану, не обладает чубом.

Существуют и совершенно мистические версии происхождения чуба, по которым после отхода в мир иной Бог именно за оселедец может вытащить казака из адского котла. В пользу этой версии говорит тот факт, что чуб должен был свисать на левую сторону, на которой, по поверьям, как раз-таки располагался черт. Правда, на той же картине Репина у одного из казаков чуб свисает на правую сторону, что ставит эту версию под сомнение.

Оселедцы носили для соблюдения гигиены

Есть и довольно логичная версия происхождения чуба. По ней считается, что казаки сбривали волосы и оставляли лишь чуб в гигиенических целях. В те времена у казаков еще не было возможности регулярно мыть голову в своих походах. Чтобы было легче ухаживать за волосами, и в них не заводились вши, они и сбривали волосы, а чуб оставляли в целях идентификации своих побратимов на поле боя.

У каждой из представленных версий есть свои обоснования, каждая из них имеет некоторые недочеты. Поэтому нам остается выбирать ту, которая больше всего нравится. Потому что истинную причину происхождения казацкого чуба-оселедца, скорее всего, скрывает история, и мы ее никогда не узнаем. Это одна из многочисленных загадок, которую оставили после себя запорожские казаки.