Танк Т-34-85 с бугорком на башне: производственный дефект или особенность конструкции
Москва, 19:30, 26 Сен 2020, редакция FTimes.ru, автор Евгений Омельченко.
Т-34-85 – модификация легендарного советского танка, которая была принята на вооружение в 1944-м году. Ее особенностью стало вооружение танка пушкой калибром восемьдесят пять миллиметров. Именно эта модель стала основной в последние годы войны, и на ней воины Красной Армии въехали в Берлин. Обращает внимание, что на одних экземплярах в левой стороне башни есть таинственный бугорок, а на других его нет. Что же это такое?
Изменения в конструкцию вносили для лучшего соединения деталей танка
Можно взять несколько моделей танков Т-34-85 и сравнить их. При внимательном рассмотрении окажется, что на одних из них на башне есть бугорок или вмятина, а на других такового уже не имеется. Можно списать это явление на заводской брак, что металл прогнулся во время производства. Но разве такое возможно, ведь танки были основной боевой единицей, от которой зависели жизни солдат? Вряд ли при их производстве советские техники могли допустить халатность.
Оказалось, что таинственная вмятина – это вовсе не следствие повреждения танка, а просто конструктивная особенность. Но почему ей оснащены не все экземпляры? Так получилось, что в тяжелое военное время комплектующие танков производились на разных заводах: отдельно гусеницы, отдельно башни. Бывало так, что поворотный механизм для башни не соответствовал другим составляющим техники, которые предназначались для другой модели танка.
В трудных военных условиях у работников не было времени искать идеально соответствующие детали, так как каждая минута была на счету, танки нужно было выпускать как можно скорее и отправлять на фронт, в помощь армии. В этой ситуации техники нашли выход – они создавали на башне такие вот бугры, которые позволяли крепче присоединить поворотный механизм к основной части танка. Таким образом, у танкистов было больше пространства для движения внутри машины.
Танки Т-34-85 смогли победить, хоть и уступали нацисткам машинам
Что касается влияния таких конструктивных изменений на уровень защиты и живучести танка, то вряд ли это как-то существенно воздействовало на эти показатели. В любом случае, танки изготавливались из тщательно примеренных на военных заводах составляющих, и никакой речи о браке идти не могло. Сейчас внесение любых изменений в конструкцию военной техники требует согласования с Министерством обороны, но во время Великой Отечественной войны на эти бюрократические процедуры просто не было времени.
Самый главный показатель – это результат, а им стала безоговорочная победа советских войск над нацистскими захватчиками. Доподлинный факт, что советский танк Т-34-85 по технологическим показателям, вооружению и защите уступал немецким «Тиграм» и «Пантерам». Но это нисколько не помешало советским танкистам одерживать победы на полях сражений, пусть и числом огромного количества жертв. Следует помнить, что танк – это просто машина, управляемая людьми, успех использования которой зависит от мастерства танкиста. А советские танкисты показали себя с наилучшей стороны.
Что касается танка Т-34-85, то с 1950-го года он стал достоянием истории, ведь была разработана усовершенствованная модель Т-54. Тем не менее, устаревшие модели продолжали производить в социалистических Чехословакии и Польше. По итогу разных модификаций Т-34 выпустили более шестидесяти пяти тысяч, что делает его самым массовым танком в истории. Т-34 все еще время от времени используют в военных конфликтах страны третьего мира. А в России ими можно полюбоваться в музеях. Они были орудиями победы.