Хабблес-колеса без ступиц: почему перспективное направление автомобильной индустрии не стало популярным

Москва, 13:35, 28 Сен 2020, редакция FTimes.ru, автор Евгений Омельченко.

Женевский автосалон, который начали проводить с 1905-го года, стал местом ежегодной презентации новинок автомобильной промышленности, которые впоследствии становились глобальными трендами. В 1989-м году общественность на автосалоне в Женеве была поражена автомобилем дизайнера Франка Сбарро. В его «детище» были орбитальные колеса (без наличия ступиц). Казалось бы, новое слово техники вскоре станет привычным явлением. Но этого не произошло. По каким причинам?

Франк Сбарро попытался возродить идею моноцикла, использовав наработки дизайнера Мотты

Колеса без наличия ступиц стали называть хабблесами, просто сделав кальку с английского «hubless», что переводится как «бесступичный». Нет четкого наименования для такой конструкции, ее также называют «осмос-колесом» или «орбитальным колесом». На самом деле, не особо и нужно изыскивать особое определение для таких колес, ведь в России ими вообще никто не пользуется, а в Европе и Соединенных Штатах Америки этими конструкциями оборудуются единичные автомобили.

Орбитальные колеса не были изобретены Франком Сбарро в  концовке двадцатого века. Еще в начале двадцатого столетия возникла идея создания моноциклов – транспортных средств на одном колесе. Идея стала активно продвигаться, изобретатели регистрировали патент за патентом. Моноциклы представляли собой огромные колеса без ступиц, внутри которых и должен был располагаться водитель. Движение осуществлялось за счет вращения внешней части такого транспортного средства, а внутренняя, где находился шофер и двигатель, оставалась неподвижной.

В конечном итоге, в использовании моноциклов обнаружили ряд недостатков: они были неустойчивыми и плохо управляемыми. Об этой идее на долгие столетия забыли, пока ее вновь не возродил Франк Сбарро на Женевском автосалоне в 1989-м. Но и тут он не был первооткрывателем, ведь просто применил наработки конструктора Доминика Мотты, который представил орбитальное колесо годом ранее. Швейцарец Сбарро имел деньги для реализации проекта, чего не было у Мотты. Так что они стали сотрудничать, дав друг другу желаемое.

На деле у «хабблесов» оказалось больше недостатков, чем преимуществ

Хабблес-колесо представляет собой подшипник, который снаружи имеет шину, а внутри – соединен с подвеской автомобиля. Во внешней части также установлены тормоза. Безусловно, орбитальные колеса чисто внешне выглядят очень привлекательно и футуристично. Но дают ли они технические преимущества? По логике, осмус-колеса должны улучшать торможение, так как снижают нагрузку на подвеску. Но на деле у такой конструкции оказалось куда больше минусов, чем плюсов.

Во-первых, разработка и создание хабблес-колеса занимает намного больше времени, так как у него сложная конструкция. Во-вторых, создание такого колеса требует затрат уймы денег, поэтому наладить массовое производство машин с «хабблесами» не представляется возможным. В итоге лишь красивый внешний вид не может быть веским аргументом для того, чтобы затрачивать много средств для создания технически несовершенного элемента.

Реализацией проекта орбитального колеса так и не заинтересовался ни один автомобильный бренд

Возвращаясь к совместным трудам Сбарро и Мотты, следует отметить, что в 1990-м году они создали концерн Sbarro Mottas Engineering, но своим осмус-колесом они хотели скорее эпатировать публику, чем наладить его серийное производство. У них это получилось, и под впечатлением от такой конструкции в 2004-м даже был создан мотоцикл The Hubless Monster. Это было действительно красивое творение, но предназначенное только для того, чтобы купить его и наблюдать за ним. Ездить на таком мотоцикле довольно рискованно.

На автомобилях «хабблесы» смотрятся менее эффектно, так что спорткар Sbarro Osmos не произвел такого «ахового» воздействия, как мотоциклы. В 1991-м Сбарро и вовсе продал все права на разработки осмус-колеса Мотте. Тот прямо-таки мотался по крупным автомобильным концернам, но никто не решался заняться массовым производством таких машин. Ferrari, BMW, Nissan, GМ, Ford – все ответили конструктору отказом.

Какой вывод можно сделать из этого? В современном мире все же больше ценят практичность. Автомобили в первую очередь должны быть хорошо технически оснащенными, и отлично выполнять свою функцию перевозки. Красота важна, но она не выступает ключевой составляющей. Поэтому концепт орбитального колеса вынужден довольствоваться восхищениями на автопоказах и нахождением в кастомных мастерских. Но Доминик Мотта по-прежнему верит в то, что его «хабблесы» еще завоюют популярность, ведь, по его мнению, за ними будущее.