Народ без государства: как памирцы сохраняют черты самобытности

Москва, 17:32, 20 Фев 2021, редакция FTimes.ru, автор Оксана Обадовская.

Они появились на территории Памира в разное время, пришли из разных мест. Их разделяли между империями и государствами. Но все еще они считают себя одним народом — памирцами. Особенность их культуры и обычаев была признана законодательно, но мало известна миру.

Народ Памира говорит на разных языках, но имеет общие черты культуры. Большая часть памирцев объединены религией. В разные периоды истории их вера изменялась, но изменения всегда носили массовый характер, не разделяя народности.

Люди с высоких гор

Местом обитания загадочного народа являются три области Памира — южный, западный и восточный. А также северная часть Гиндукуша, прилегающего к Памиру с юга. Сеть долин, по большей части расположенных на высоте в 2 000 метров, является единым горным ареалом, хоть и разделенным бассейнами разных рек. Эта территория носит название Бадахшан.

Природа этих мест столь же красива, сколь сурова. На более низких равнинах преобладают луга, леса из берез и акаций. Множество разнообразных кустарников и трав. Но чем выше подъем, тем суровее климат, и луга сменяются полупустынями, полями фирна — особого типа снега, почти льда. А дальше — пустыни горных плато и ледники.

Заселение территории Бадахшана имело несколько ступеней. Согласно исследованиям, народы Памира пришли сюда как минимум из четырех разных мест обитания. Расселение разных народностей сформировало шесть основных исторических областей:

  • Шугнан;
  • Руган;
  • Ишкашим;
  • Сарыкол;
  • Вахан;
  • Мунджан.

Народ без государства

Народ Памира — это совокупность разных народностей, говорящих на разных языках, но имеющих общие черты культуры, религии и мировосприятия. Это очень мирный народ, предпочитающий достаточно изолированную горную жизнь.

Кажется, у них никогда не было своего государства. На протяжении всей истории заселения этих территорий, их постоянно захватывали более сильные соседи. Однако никто из завоевателей не акцентировался на кучке людей, живущих где-то в горах. В результате завоевания носили больше номинальный характер — изменений в жизни памирцев они не вносили. Потому, наверное, народ Памира очень спокойно относится к отсутствию независимости. Слишком мало внешнее управление оказывало влияние на их жизнь, чтобы воспринимать его как угрозу.

Сейчас Бадахшан разделен между четырьмя государствами: Китаем, Таджикистаном, Афганистаном и Пакистаном. Но его жители все еще считают себя единой нацией — памирцами.

Исчезающие языки

Несмотря на минимальность влияния завоевателей и внешних правителей, проблема отсутствия своего государства есть. Она отражается в постепенном исчезновении аутентичных памирских языков.

Люди Памира говорят на нескольких своих языках, среди которых шунанский, ваханский, рушанский. Однако в силу разделения между разными государствами, имеющими свои официальные языки, знание родных наречий постепенно снижается.

Одним из наиболее распространенных языков является таджикский. Это язык памирской религии, фольклора.

На нем они пишут, его преподают в школах таджикской части Памира.

Таджикистан и Афганистан признают памирские языки на государственном уровне. Однако при наличии общего языка (таджикского, китайского, дари) снижение интереса к родным языкам логично. Шуганец и ваханец без проблем могут поговорить на таджикском, но не на своих родных языках.

Культура и жизнь памирских народов

На пригодных для этого территориях памирцы возделывают землю, сеют зерновые и бобовые культуры. Множество высокогорных лугов позволяет им заниматься отгонным скотоводством. Шуганцы и ваханцы, кроме привычного скота, разводят яков. Развито гончарство, рукоделие и ремесла.

Строительство дома у памирцев несет особый символичный смысл. Его строят на основе пяти столбов, которые являются отражением пяти «чистых особ». Так начали строить после принятия исмаилизма, в котором эти особы являются ключевыми. Крыша жилища имеет ложный свод в 4 ступени, каждая из которых олицетворяет одну из четырех стихий. Дом памирца, построенный в соответствии с традицией, является духовной крепостью, защищенной святыми и природными силами.

Памирцы любят музыку и музыкальные представления. Местные музыкальные инструменты — одни из древнейших в мире. В культуре Памира все музыкальные инструменты разделены на две основных категории — «райскую» и «адскую». Инструменты «Рая» имеют медитативное, гармоничное звучание. Они помогают обрести покой или повеселиться. Инструменты «Ада», наоборот, звучат резко, надрывно. Их звук напоминает крики или стоны. Но именно они распространены вне Памира, в то время как «райские» встречаются только в Бадахшане.