Какая картина Ван Гога считается неразгаданной тайной мирового художественного наследия
Москва, 23:10, 24 Апр 2021, редакция FTimes.ru, автор Полина Белкина.
Даже человек, далекий от живописи, знает его имя. Прозябающий при жизни художник, сейчас входит в топ-5 авторов, чьи работы оцениваются миллионами долларов. Без сомнения, неординарная личность Ван Гога и техника его картин прочно и справедливо вошли в историю мирового изобразительного искусства.
Гений не имеет сроков давности. Его вневременное влияние на последующие развитие живописи сложно переоценить. Ежегодно музей Ван Гога в Амстердаме посещают более миллиона туристов и любителей искусства со всего мира.
Чтобы не утомлять читателя лонгридом о непризнанном при жизни гении, решено выделить наиболее интересные и знаковые факты и тайны его биографии и творчества. И, клянусь, ни слова о потерянном ухе.
Самое-самое: отличительные картины
Рисовать Винсент Ван Гог (30.03.1853 — 29.03.1890) начал поздно, в 27 лет. До этого он пробовал себя на поприще учителя, продавца картин, миссионера и библиотекаря. Первым созданным шедевром была картина “Едоки картофеля” (1885).
Первой и единственной картиной, принесшей художнику ощутимую прибыль, стали “Красные виноградники в Арле” (1885). По современным меркам картина была продана всего за 1000 долларов. Сейчас ее стоимость исчисляется несколькими миллионами долларов. Долго считалось, что это единственная картина, которую художник продал при жизни, но биографы опровергли этот факт.
Последней нарисованной картиной Ван Гога долгое время считалась “Пшеничное поле” (10 июля 1890). Глядя на нее, возникает очень тревожное ощущение надвигающегося мрака, и вполне понятно, почему ей отводилась такая роль.
Но в 2012 году искусствоведы из музея Ван Гога в Амстердаме предъявили неоспоримые доказательства того, что последней работой являются “Корни деревьев”. Винсент так и не закончил ее. Если присмотреться, можно увидеть проступающий незакрашенный холст. Над ней художник работал последние недели своей жизни.
27 июля 1890 года Винсент вышел в поле для работы и выстрелил себе в грудь.
Так устроен наш мир — гений должен уйти, чтобы его оценили. Самым дорогим полотном Ван Гога, проданным почти за 100 миллионов долларов, долгое время были “Ирисы”(1889). При жизни художника картина выставлялась в галерее всего один раз по протекции брата Тео.
Тайная вечеря Ван Гога
“Нет, это же Леонардо да Винчи написал “Тайную вечерю””, — наверное вы так думаете. Но исследователь творчества Ван Гога Джаред Бакстер полагает, что на знаменитой картине Винсента «Ночная терраса кафе» тоже зашифрован этот библейский сюжет.
Присмотритесь, в центре стоит официант в белых одеждах с длинными волосами, напоминающий Христа. Действие на картине — трапеза темным вечером. Если сосчитать посетителей, то их число будет равно количеству апостолов. Иуда стоит в стороне — в дверях. Несколько линий на картине образуют кресты, самый явный — оконная рама за официантом.
Подключенный к космосу
“…кончается ли всё с последним вздохом, нет ли после него еще чего-то? Быть может, для художника расстаться с жизнью вовсе не самое трудное? Мне, разумеется, обо всём этом ничего не известно. Но всякий раз, когда вижу звёзды, я начинаю мечтать так же непроизвольно, как я мечтаю, глядя на чёрные точки, которыми на географической карте обозначены города и деревни”, — писал Винсент своему горячо любимому брату Тео.
Он часто изображал звезды, но есть одна картина, которую просто невозможно было написать в конце XIX века. Знаменитая “Звездная ночь” (1989) изображает турбулентные потоки, которые человечество смогло разглядеть спустя полвека после написания картины.
Удивительно, что Ван Гог смог воплотить даже космическое пространство — астрофизики считают, что самая яркая звезда на картине — это Венера. Детально изучив завитки и спирали на “Звездной ночи”, ученые пришли к выводу, что это звездные скопления во Млечном Пути.
Какой тайный телескоп помог Винсенту Ван Гогу писать эту картину, до сих пор остается загадкой, а его картина — одним из самых таинственных и неразгаданных художественных произведений мирового наследия.
“…почему, спрашиваю я себя, светлые точки на небосклоне должны быть менее доступны для нас, чем черные точки на карте Франции? Подобно тому, как нас везет поезд, когда мы едем в Руан или Тараскон, смерть уносит нас к звёздам”.
“Ветка миндаля” — начало новой жизни
Не являясь искусствоведом, а всего лишь большим любителем, я позволю себе небольшое дилетантское, но искреннее высказывание. Настоящие шедевры всегда наполнены смыслом или, скорее, замыслом, который безошибочно улавливается на подсознательном уровне. Можно обладать заоблачной техникой изображения, как например современные гиперреалисты, но кроме восхищения мастерством у созерцающего не возникает других ощущений. А шедевры с вами бессловесно говорят, завораживают и меняют эмоциональное состояние.
31 января 1890 года Винсент получил известие от брата, что у него родился племянник. Все воодушевление Ван Гога просто светится на картине “Цветущие ветки миндаля” (1890), которая по замыслу художника должна была украсить изголовье кровати брата и его жены, символизируя начало новой жизни. Примечательно, что Винсент использовал не пейзажное изображение всего дерева, он выбрал некоторый абстрактный сюжет — ветки и небо, цветение и ясность. Создается ощущение, что лежишь под деревом с обращенным в небо взором – умиротворен и счастлив.
От этой картины невозможно оторвать взгляд, настолько она прекрасна… Хочется плакать от красоты и свежести, нестерпимо желание ее коснуться, напитаться ее энергией.
Витальностью наполнены многие картины Ван Гога. Он любил рисовать цветущие деревья, часто используя для этого технику “импасто” — щедрое нанесение краски большими, размашистыми мазками, как будто крем на аппетитном торте.
Удивительный Ван Гог каким-то неведомым образом совмещал в себе мрачность своего душевного недуга и при этом непостижимую любовь к жизни, передающуюся через его гениальные полотна.
Его не стало в возрасте 37-ми лет, он добровольно простился с жизнью. По-иному, наверное, и не могло случиться — он слишком тратил себя в творчестве. Ни до, ни после него никто так эмоционально и самозабвенно не выражал себя на холстах.
“Я вложил в свою работу сердце и душу, но в процессе лишился разума”. Винсент Ван Гог.