Куда исчез девятый тоннель Кругобайкальской железной дороги, который огибал Байкал

Москва, 22:48, 18 Май 2021, редакция FTimes.ru, автор Вера Черенко.

Вдоль всего берега величественного Байкала тянется уникальная железная дорога, соединяющая восток и запад России. Непростой рельеф, отсутствие современных машин и техник в прошлом столетии сделали проект Кругобайкальской ЖД самым масштабным, смелым и сложным. На его реализацию потребовалось около 13 лет. Тогда за процессом укладки железнодорожных путей с интересом и удивлением наблюдал весь мир. Но и сегодня КБЖД является одним из любимых маршрутов как зарубежных, так и местных туристов. Живописная местность в сочетании с мощными искусными сооружениями способны привести в восторг любого.

Особенности строительства 

Кругобайкальская железная дорога — единственная музейная ЖД в РФ, включающая около 250 мостов, 19 укрепительных систем (галерей) и сотни опорных конструкций. По количеству тоннелей она является мировым лидером. Сегодня на всей протяженности дороги их 40, хотя в прошлом было на один больше. К сожалению, до наших дней сохранились далеко не все объекты железнодорожного гиганта. В частности, был снесен тоннель № 9, успевший послужить всего лет 10. 

Интересные факты:

  • Строительство тоннелей было невероятно сложным и трудоемким. Предварительно провели конкурс на выполнение работ, в котором участвовали как обычные рабочие, так и военные, гражданские и даже иностранные инженеры.

  • В 1902 году проходы в горных породах бурили вручную и при помощи машин. К слову, машины для бурения впервые применили именно здесь, на сооружении тоннелей Кругобайкальской ЖД. Такой способ позволял пробивать до 0.96 метра в сутки, в отличие от ручного способа, который давал всего 0.6 метров максимум. Но ожидаемого эффекта автоматизированный процесс не принес, поскольку на тот момент рабочие не имели опыта в обращении с машинами, которые быстро выходили из строя. Специализированных мастерских по ремонту такой чудо-техники тогда тоже еще не было. 

  • Вначале проектом не предусматривалось возведение дополнительных конструкций к тоннелям, но практика показала, что особенности рельефа байкальского побережья требуют укреплений из-за риска обвалов горных пород. Тогда решено было сооружать галереи, которых за все время строительства создали около полусотни. Тоннели с галереями образуют целостный комплекс.

Исчезнувший тоннель 

До наших дней сохранились далеко не все объекты первоначальной системы железнодорожных путей. Некоторые их тех, что были возведены в самом начале строительства, до 1905 года, со временем были демонтированы. Это касалось как укрепительных сооружений, мостов, так и самих тоннелей, вернее, одного тоннеля № 9. Если бы тоннелям присваивали звания, то этот бы стал “самым недолговечным” и “самым коротким”, по сравнению с остальными. Его длина составляла всего 14 метров. Строительство тоннеля № 9 началось в 1904 году, а демонтаж — в 1910.

Дальнейшая судьба тоннеля

Существование девятого тоннеля оказалось таким недолговечным по причине изменений маршрута. Анализ ошибок первого периода строительства выявил слабые места проекта, поэтому были приняты соответствующие меры, чтобы избежать риска обвала породы или смягчить последствия возможного происшествия. Для этого постройки было решено возводить максимально близко к озеру, а дальние, в том числе девятый тоннель, разобрали. Но материалы бывших конструкций не пропали, а были использованы в новых сооружениях. Так что частички единственного не сохранившегося до наших дней тоннеля разбросаны по всей  Кругобайкальской ЖД.