Маленькая хитрость Сергея Бондарчука на съемках фильма “Судьба человека”
Москва, 20:49, 19 Июл 2021, редакция FTimes.ru, автор Полина Белкина.
Фильм «Судьба человека» вышел на экраны в 1959 г. и сразу завоевал сердца зрителей. Пронзительная и честная лента до сих пор волнует и трогает, а финальная сцена неизменно вызывает слезы и воспринимается как ода гуманизму и надежде.
Главную взрослую роль в фильме исполнил сам режиссер, а его коллегой по съемочной площадке был шестилетний Паша Борискин. Портал FTimes разбирался, как Сергею Бондарчуку удалось добиться от маленького мальчика такой волнующей и достоверной игры.
Фильм “Судьба человека”
Сценарий этого фильма написан по одноименному рассказу Михаила Шолохова, и повествует о судьбе шофера Андрея Соколова, прошедшего ад войны и плена. Режиссерский дебют Сергея Бондарчука был первой картиной в советском кинематографе, которая не клеймила позором военнопленных, заостряла внимание на их тяжелых переживаниях и тяготах утрат. Герою фильма удалось сбежать из плена, прорваться к своим и, избежав арестов, вернуться в ряды армии. Но война безжалостна и беспощадна — уцелевший в боях солдат узнает, что его жена и дочери погибли во время бомбежки, а сын пал на войне.
Убегая от своей боли, он устраивается водителем на стройку в чужом маленьком городке, где знакомится и сближается с беспризорником Ваней. Ваня — сирота, его отец ушел на войну и пропал без вести, мальчик практически его не помнит, а мама погибла.
Стремясь заполнить пустоту в сердце, главный герой решает заботиться о мальчике и стать ему отцом. Две покалеченные войной души находят друг друга, и в кульминации фильма Ваня бросается Соколову на шею с пронзительным признанием, что именно он и есть его отец.
Уловка режиссера
От финальной сцены зависел успех всего фильма, здесь нельзя было допустить фальши и наигранности. Паша Борискин в роли Вани смотрелся очень убедительно и хорошо, юный актер уже имел опыт съемок, несмотря на малый возраст, сам Михаил Шолохов утверждал его на эту роль. Но работа с ребенком все равно сложна.
Например, Паша еще не умел читать, и роль с ним приходилось разучивать на слух. И именно эта финальная, наиболее важная сцена не давалась мальчику — он стеснялся бурно выражать чувства и со слезами и криком: «Папка! Родненький! Я знал, что ты меня найдешь!» обнимать Бондарчука.
Сцену пробовали снять в самом начале съемок, но она не получалась. Паша не мог вложить нужную эмоцию одновременно и в игру, и в слова. Тогда режиссер отложил съемки и понял, что мальчику нужно дать время привыкнуть к нему и проникнуться доверием. По стечению обстоятельств оказалось, что родители Паши в разводе, и мальчику не хватает отцовского внимания и присутствия.
Бондарчук много общался с маленьким актером, подолгу гулял, играл с ним в футбол и баловал сладостями. За почти четыре месяца съемок между двумя главными героями установились дружеские отношения, мальчик привык к Сергею Бондарчуку, перестал зажиматься и стесняться в кадре, но финальная сцена все равно не получалась абсолютно искренней и бьющей точно в цель.
И вот тогда-то режиссер и исполнитель главной роли придумал отснять отдельно видео и записать озвучку. Уже через несколько дней Паша “на ура!” справился с визуальной частью сцены в грузовике, а записывать звук решено было в поле, на открытом пространстве, чтобы актер не чувствовал никакого давления. Паша кричал свою трогательную фразу просто травам и ветру в поле, от этого его слова приобрели более объемную эмоцию, которая до сих пор действует на зрителя.
Судьба человека
Павел Борискин не стал актером, несмотря на свой большой талант. До 10 лет он успел сняться в десятке фильмов, но потом его перестали приглашать. Предприняв после школы несколько безуспешных попыток поступить во ВГИК, Павел пошел работать на деревообрабатывающий комбинат, сменил за жизнь много работ, трижды был женат. Сейчас он на пенсии, и живет в поселке Железнодорожном, Московской области.