Тайна китайских магических зеркал, которую никто до сих пор не может разгадать

Москва, 15:08, 11 Авг 2021, редакция FTimes.ru, автор Евгений Омельченко.

Китай – страна с тысячелетней историей, которая может похвастаться наличием разнообразных исторических артефактов. Среди таких ценностей обращают на себя внимание искусно оформленные бронзовые зеркала. С виду они не кажутся прозрачными, но их уникальное свойство заключается в том, что они способны пропускать свет. Над разгадкой секрета этого явления исследователи «бьются» уже много столетий, но до сих пор так и не нашли ответа.

Умение зеркал проецировать свет остается загадкой

«Магические зеркала» — редкие китайские артефакты из бронзы. Они представляют собой небольшие овальные предметы, с одной стороны отполированные до кристального блеска, а с другой – украшенные литыми узорами. Полировка выглядит обычно, и позволяет пользоваться изделием, как обычным зеркалом. Внимание привлекает необычная способность артефакта: при попадании на него солнечного света узор с другой стороны проецируется на стене или другой поверхности. Такой себе древнекитайский «проектор».

За такие свойства зеркала назвали волшебными, и начали разбираться с технологией их изготовления. Сложность заключалась в том, что даже китайцы потеряли все сведения о технике производства. Ранее почерпнуть информацию можно было из книги «Записи о древних зеркалах», но она пропала, а в мире остался лишь один человек, который владеет искусством создания бронзовых зеркал – это японец Ямамото Акихиса.

Из поколения в поколение члены семьи Акихиса передавали знания о зеркалах, хотя с каждым разом определенная часть сведений терялась. Тайна проецирования изображений и вовсе могла быть утеряна, если бы не сэр Уильямм Брэгг и его открытие 1932-го года. Он установил, что на узорах задней части зеркала создают выпуклости методом соскабливания и гравировки. Потом их покрывают особым ртутным сплавом, который позволяет создать невидимые невооруженному глазу выпуклости и изгибы. Они и проецируют узор при попадании солнечного света.

Специалисты только в теории понимают, как работают эти зеркала

Казалось бы, в теории секрет раскрыт, но долгие годы мастерам по всему миру не удается создать «магическое зеркало», которое бы обладало способностью проецировать солнечный свет. Материалы подвергали различным воздействиям, но результатов достичь не удалось. Исследователи проштудировали сотни древних трактатов, в том числе книгу Шень Гуа «Раздумья об озере снов». Он еще в XI веке написал, что видел зеркала, при попадании света на которые можно прочесть иероглифы, которые на них начертаны.

Теоретически специалисты понимают, что эффект достигается рассеиванием света выпуклыми частями узора, и собиранием вогнутыми. Однако знание теории отнюдь не гарантирует получение результата на практике. Есть предположения, что мастеров техники «магических зеркал» было бесчисленное множество в древние времена, у каждого была своя техника, которую он вместе с собой уносил в загробный мир.

Бронзовые зеркала были элитными элементами усыпальниц китайских императоров тысячи лет назад. Бронза была изобретена китайцами еще 4000 лет назад, а первые находки зеркал имеют возраст полторы тысячи лет. В средние века, с началом правления династии Мин, эти артефакты стали использоваться повсеместно. Большинство обнаруженных сегодня находок были созданы именно в те времена.

Есть несколько предположений

За последние 150 лет десятки мастеров пытались по крупицам воссоздать магическое китайское зеркало из бронзы, но достичь желаемого эффекта им так и не удалось. Древние познания были безвозвратно утеряны, и теперь остается только гадать. У специалистов есть несколько теоретических вариантов:

  • секрет достигается особой техникой литья, при которой тонкие части зеркала быстрее остывают и деформируются, становятся проецируемыми;
  • гравировка узора на зеркале делается другим сортом бронзы;
  • рисунок на лицевой стороне полируется особым ртутным сплавом;
  • узоры вытравливаются кислотой и полируются;
  • рисунок вырезают на задней части артефакта, а спереди появляются неровности;
  • на лицевой стороне штампуют орнамент, который полируется.

Во всех этих методиках есть одна загвоздка – неизвестный фактор, который не могут воспроизвести мастера. Секретный сорт бронзы, особый ртутный сплав, кислота для вытравливания – где их найти и как создать, никто не знает. Даже мастер Ямамото Акихиса не может дать объяснения. Да и японские артефакты все же немного отличаются от оригинальной китайской версии. У них даже название другое – «маккё».

Зеркала могут быть древними цифровыми носителями

При невозможности создавать новые бронзовые магические зеркала, исследователям только и остается, что изучать имеющиеся артефакты. Выдвигаются самые смелые предположения – они могли не просто быть элементами быта китайцев. На всех зеркалах находится выпуклый элемент по центру. Можно предположить, что он позволял удобно хранить предмет, но специалисты пошли дальше. Они выдвинули гипотезу, что зеркало является древним дисковым носителем информации.

У него действительно много общего с современными цифровыми дисками для записи файлов. На тыльной стороне есть сеть дорожек и углублений, благодаря которой можно считывать информацию при помощи лазерного луча. Но нет сведений о том, что кто-то пытался использовать лазер и получить сведения с дискового зеркала. Есть даже мнение, что древние китайцы применяли технологию генерирования пара, чтобы получать объемные голографические изображения. Всё это лишь теории, которые на протяжении нескольких столетий роятся, множатся, но так и не воплощаются на практике.

В условиях неизвестности любопытным людям только и остается, что гадать об истинной природе китайских магических зеркал. Кто знает, может быть когда-нибудь секрет будет раскрыт, но это уже совсем другая история.