«Под небом голубым»: кто настоящий автор песни-хита и какую роль в ее создании сыграла музыка XVI века
Москва, 10:52, 01 Окт 2021, редакция FTimes.ru, автор Елена Черненко.
Исследование Зеева Гейзеля помогло установить авторство музыки
Вопрос об авторстве песни серьезно подняли в 2003 году на одной из интернет-площадок, где собирались любители и профессионалы бардовских песен. Один из них между прочим поинтересовался, кто автор чудесной песни «Город золотой», ведь его поразило ее исполнение на иврите во время фестиваля. Но никто толком ответить на этот вопрос не мог. Появились множественные версии. Докопаться до истины решил Зеев Гейзель.
Оказалось, что история отсылает нас к 1972 году, когда в продажу поступила пластинка «Лютневая музыка XVI–XVII веков». В качестве исполнителя был обозначен Владимир Вавилов. Номером один шла волшебная музыка под названием «Сюита для лютни: канцона и танец», которую мы знаем сегодня как песню «Город золотой». Ее автор — Франческо Канова да Милано, виртуоз игры на лютне, живший в XVI веке в Италии.
Но Зееву Гейзелю не внушила доверия информация об авторстве мелодии, ведь в полном списке произведений да Милано она не значилась. Исследователь организовал целый ряд встреч с людьми, имеющими отношение к истории музыки, с преподавателями и музыковедами. Многие из тех, кто лично знал Владимира Вавилова, однозначно заявили, что он — единственный автор композиции. Он сознательно запутывал слушателей, подписывая произведения именами известных композиторов. Скорее всего, советский гитарист и лютнист таким образом рассчитывал донести до широкого слушателя свои работы.
Второй композицией на пластинке была «Аве Мария» авторства Джулио Каччини. Но и здесь тоже не все так просто. Композиторы, жившие четыреста лет назад, не могли быть авторами этих мелодий. К такому выводу пришли музыковеды. В эпоху Ренессанса композиторы не ведали тех приемов в музыке, которые объединяют обе композиции на пластинке. Чуть позже удалось установить, что кроме «Зелёных рукавов» и «Спандольетты», все мелодии написаны одним и тем же человеком — Владимиром Вавиловым.
Причины скрытности композитора следует искать в его биографии. Владимир Вавилов не был профессиональным музыкантом и не верил, что его творения будут слушать, если он подпишется собственным именем. Дочь Вавилова рассказывала, что отец хотел прославить вовсе не себя, а музыку, потому спокойно приписывал произведения другим, давно почившим композиторам. Кроме того, советская цензура могла и не пропустить такое произведение, как Ave Maria.
Можно сказать, что мечта композитора сбылась — та самая пластинка была очень популярна у советского слушателя. А песня, написанная на музыку Вавилова и прозвучавшая в фильме «Асса», прославила ее еще больше.
Рождение песни «Под небом голубым»
Эту пластинку можно было встретить во многих советских домах. Мелодию однажды услышал и поэт Анри Волохонский, как раз испытывающий творческий кризис. Дело в том, что соавтор его хитов и близкий друг Алексей Хвостенко перебрался в столицу. Но музыка будто вернула его в состояние творческой плодотворности, и однажды, увидев мозаику еще одного своего друга-художника Бориса Аксельрода под названием «Небо на земле», он написал стихотворение «Рай». Начиналась будущая песня со слов «Над небом голубым». Волохонский понял, что мелодия и слова созданы друг для друга, и очень рад был услышать это творение в исполнении Алексея Хвостенко.
Но слушатели помнят немного измененное название песни — «Под небом голубым», которую исполнял Борис Гребенщиков. Музыкант услышал ее, в свою очередь, от Леонида Тихомирова. Она произвела такое сильное впечатление, что он записал ее вместе со своей группой «Аквариум» и стал исполнять. Однако Борис Борисович неверно разобрал первую строку, таким образом «Над небом голубым» превратилось в «Под небом голубым».
Дочь Алексея Хвостенко Анна сказала, что эта, казалось бы, незначительная деталь изменила весь смысл. Песня была про рай, который находится именно «над». Но сам Гребенщиков считает эту ошибку не принципиальной. Согласно его мировоззрению, рай необязательно должен быть привязан к какому-то месту. Да и сам Алексей Хвостенко был не против такой интерпретации.
«Асса»
На весь Союз песня прогремела только после выхода фильма Сергея Соловьева «Асса» в 1988 году. Это была единственная композиция в ленте, которую исполнил Борис Гребенщиков, но она так сильно влияла на зрителей, что они, словно в трансе, вставали во время фрагмента с песней со своих кресел и пели ее вместе с исполнителем, будто гимн.
Похоже, эта композиция не зря попала в список «100 песен, изменивших нашу жизнь». Она близка не только отечественному слушателю. Ее высоко ценят во многих странах мира.