Шамаханская царица из «Сказки о золотом петушке» Пушкина: была ли в реальной жизни роковая красавица

Москва, 12:11, 31 Янв 2022, редакция FTimes.ru, автор Елена Черненко.

Историки не раз спорили по поводу установления прототипа произведения Александра Пушкина «Сказка о золотом петушке». Одни говорили, что поэт мог использовать образ Марии Темрюковны, второй супруги Ивана Грозного, другие — что это отсылка к «Княжне Милуше» Павла Катенина.

Существует и еще одна, даже более интересная версия. Пушкин знал о древнем городе Шемах, который ранее был столицей Ширвана. В этом азербайджанском городе жили такие красивые женщины, что о них слагали легенды. Возможно, и великий русский поэт был вдохновлен силой их красоты, способной «брать в плен» сознание любого.

О чем произведение Пушкина «Сказка о золотом петушке»

Произведение повествует о правителе Дадоне, который в молодости доставлял много неприятностей своим соседям. Когда он достиг седин, обиженные государства решили припомнить ему прошлое. Тогда царь попросил содействия у мудреца-звездочета, и тот преподнес ему золотого петушка на спице. Птица должна была возвещать правителя о любой опасности, указывая направление, откуда идут враги. А взамен Дадон пообещал мудрецу исполнить его волю. Два года царство жило спокойно, пока опасность не пришла с востока.

Царь решился послать навстречу врагу сначала старшего сына, а после и младшего с войском, но от них долгое время не было никаких вестей. Тогда Дадону пришлось самому отправиться в путь. Посреди поля он нашел пронизанных копьями сыновей и их противников, а из шатра, что находился рядом, вышла красавица пленительной красоты — Шамаханская царица. Царь забыл, зачем пришел, и неделю гостевал у нее в шатре, после чего забрал к себе.

Увидев царицу, мудрец напомнил Дадону об обещании и попросил отдать ее. Но царь был не в силах это сделать, потому разгневался и велел ему убираться. Но мудрец был непреклонен, и Дадон лишил его жизни. Но та же участь незамедлительно настигла и его самого — петушок вспорхнул со спицы и клюнул царя в голову. После этого Шамаханская царица пропала, будто ее никогда и не было.

Образ царицы символизирует жестокость красоты, которая ослепляет людей и толкает на преступление. Подобное мы можем встретить в произведении Катенина 1833 года. Героиня его сказки — царица Зюльфира, которая могла исчезать в любой момент. Известно, что Павел Александрович выслал свою «Княжну Милушу» Пушкину, когда она вышла из печати.

Райское место Шемах

О городе Шемах существует немало исторических документов, подтверждающих его существование. Он находился в высокогорье Кавказа, был центром торговли, а также имел тысячелетнюю историю и культуру. Здесь было вдоволь еды и воды, потому многие считали место райским. Многие правители мечтали завоевать его.

Кроме всего прочего, в городе жил очень красивый народ. Люди получали хорошее образование, были воспитанны и культурны. Женщины обладали не просто красотой, а какой-то магической привлекательностью, заставлявшей мужчин терять голову. Но случилось так, что Шемах был разрушен страшным землетрясением, повлекшим множество человеческих жертв.

На какие источники мог ссылаться Пушкин

Истина часто лежит между крайними точками зрения. Вот и образ Шамаханской царицы мог быть списан не с какой-то одной особы. Возможно, Александр Сергеевич структурировал информацию, полученную из разных произведений и источников. В его творческом уме мог вырисоваться усредненный образ, о котором он захотел создать собственную историю. Кроме того, известно, что Пушкин и сам бывал на Кавказе, видел тамошних женщин и был пленен их красотой, взглядом черных глаз.

Как уже было сказано выше, на него оказало влияние и произведение Катенина «Княжна Милуша», и личность жены Ивана Грозного, которая была весьма неоднозначной, и как раз была рождена на территории Кавказа.

Заглядывая вглубь истории, мы понимаем, что решение царя жениться не на славянке было продиктовано дипломатией. Взяв в жены девушку с кавказских земель, Иван Грозный тем самым признавал единство народов. Завоевывать земли никто не собирался, такой ход был гораздо эффективнее, потому что он был продиктован мирными намерениями.

Дворяне предложили царю выбрать ему невесту, для чего и отправились на Северный Кавказ. Им сразу приглянулась юная княжна Кученей Темрюковн, она не могла не заворожить своей красотой. Дочь кабардинца Темрюка, однако, привезти сразу на русские земли не удалось. Отец был против такого скоропостижного решения. Гонцы вернулись ни с чем. Рассказав Ивану Грозному о красавице, они зажгли в его сердце огонек. Вторая попытка оказалась удачной, и Кученей прибыла в Москву для обряда крещения и венчания.

Княжна получила имя Мария. В историю она вошла как властная и жестокая женщина, которая утвердила Грозного в его недобрых наклонностях. По крайней мере, об этом свидетельствуют исторические записи.

Кем была царица на самом деле

Современные историки и биографы Пушкина предполагают достоверность теории о собирательном образе Шамаханской царицы. Александр Сергеевич был впечатлен поездкой на Северный Кавказ и Закавказье. Отправился туда он, кстати, самовольно, без разрешения властей. Между Россией и Турцией уже началась война, потому путешествие было крайне рискованным. Пушкин попал в ставку фельдмаршала Паскевича, но тот не захотел отвечать за безопасность русского поэта.

Ему пришлось поселиться в Тифлисе, где он смог спокойно заняться изучением кавказских традиций. Неплохо зная историю, Пушкин без труда составил полную и живую картину быта, менталитета кавказцев. Его интересовали образы жрицы огня и волшебницы, а тамошние женщины лишь дополняли представление о ней. Так и появился образ Шамаханской царицы.

Даже в исторических документах встречаются подозрительно похожие описания царицы из Шемаха, но она появляется всегда под разными именами. Создается впечатление, что великий русский поэт и сам прикоснулся к некой тайне, и нам завещал сделать то же самое, обратившись к его произведениям. Но разгадать ее под силу не всем, да и о таких загадках открыто не говорят.