Почему СССР отказался от строительства первого в мире адронного коллайдера

Москва, 16:55, 08 Фев 2022, редакция FTimes.ru, автор Дарина Яцентюк.

Запуск большого адронного коллайдера в 2008 году считается прорывом в мировой науке. Это событие, которое люди ждали не один год. Но революция в научной среде могла произойти намного раньше в СССР, а не в Европе. В Советском Союзе почти смогли реализовать проект по строительству первого ускорительно-накопительного комплекса. Разберемся, почему объект такой важности не достроили, и какая судьба ждала его потом.

Выбор места

Решение построить советской адронный коллайдер было принято в начале восьмидесятых годов 20-го века. Руководство страны выделило под проект территорию рядом с Протвино, в Подмосковье. Раньше на месте городка располагался закрытый научный поселок Серпухов-7. Именно там ученые проводили исследования на протонном синхротроне. Согласно первоначальному плану, он и должен был входить в состав адронного коллайдера.

Эта местность идеально подходила для строительства с точки зрения географического положения. Когда-то выбранный регион был морским дном. Это значило, что место было бы максимально устойчивым к любым, даже самым сильным проявлениям сейсмической активности.

Строительство

Стоит отметить, что к моменту начала строительства подобные ускорители уже существовали, но их мощности было недостаточно. Сначала за воплощение такого амбициозного проекта взялись с большой ответственностью. Уже в 1983 году появились вертикальные шахты, с помощью которых можно было начать бурить тоннели.

Но из-за твердости породы процесс пошел намного медленнее. Руководство Советского Союза обратило на это внимание только спустя 5 лет, ведь проект был под угрозой срыва. Тогда были закуплены иностранные бурильные установки, чтобы все-таки довести дело до конца.

Прекращение строительства

Уже в 1988 году строительство коллайдера было почти завершено. Основной кольцевой тоннель был готов на 70%, а канал инжекции — на 95%. Также практически завершили подготовку наземной инфраструктуры, которая обеспечивала бы работоспособность устройства. Правда, закончить проект так и не получилось. В 1991 году государственный бюджет был серьезно урезан, и денег на строительство больше не нашлось.

Даже несмотря на распад СССР, проект продолжил существовать: он был слишком важным и затратным. До 1998 года коллайдер постепенно достраивали, но из-за кризиса любое финансирование пришлось прекратить. Тогда объект законсервировали, чтобы продолжить работу в более благоприятные времена.

На то, чтобы закончить основной тоннель и канал инжекции, ушло еще целых 4 года. Но дальше работа не продвинулась: например, для магнитной обшивки денег уже не было, как и для другого оборудования. Запустить коллайдер оказалось невозможным, хотя все было почти готово к масштабной работе и научному прорыву.

Адронный коллайдер сегодня

Забросить уже ненужный объект оказалось невозможно: он может нанести серьезный ущерб. Каждый год бюджет Московской области финансирует содержание советской постройки. Из затопленных тоннелей регулярно откачивается вода, стены укрепляются, а лазы для сталкеров постоянно бетонируются. Но поддержание постройки все равно остается слишком затратным.

Столичное правительство рассматривает разные варианты, с помощью которых работу проекта можно будет восстановить. В числе самых интересных идей — создание специального аккумулятора. В теории он способен уменьшить нагрузку на электрическую сеть. Но даже на ее реализацию нет денег, поэтому советский адронный коллайдер просто остается существовать, не используемый ни в каких полезных целях.