«Стыд и срам»: почему Надежде Крупской не понравилась «Муха-Цокотуха» Корнея Чуковского

Москва, 14:21, 14 Май 2022, редакция FTimes.ru, автор Елена Черненко.

Корнея Ивановича Чуковского (Николая Корнейчукова) воспринимают как автора исключительно детских произведений. Его творчество — пример талантливого воспитания подрастающего поколения в яркой, веселой, запоминающейся образной форме. Тем не менее Чуковский писал и вполне взрослые произведения, но его любовь к детям, понимание их внутреннего мира сделали его одним из любимых детских писателей.

А вот представители интеллигенции СССР были настроены по отношению к писателю не так радушно. Например, его «Муха-Цокотуха» вызвала волну негодования критиков. Супруга Ленина, Надежда Константиновна Крупская, была против публикации этого произведения. Но в чем же причина, почему безобидная история о мухе, которая «нашла денюжку», вызвала такую реакцию?

Охота на «Муху»

Сам Корней Иванович считал свою «Муху-цокотуху» веселым детским творением, и когда спустя года после написания ему отказали в ее публикации, писатель сильно удивился. Та же участь могла постигнуть и другое детское произведение — «Тараканище», но после обсуждений комиссия все же разрешила его. А вот «Мухе» повезло не так сильно. История о ней могла никогда не увидеть мир. Комиссия посчитала, что сюжет слишком свободный, воспевающий мещанство и сытую жизнь богачей.

Некая Быстрова, о которой писал Чуковский в дневнике (она служила в Главном литературном управлении), узрела в образе Мухи принцессу, и, соответственно, принца, в ее ухажере — Комарике. Писатель не переставал удивляться фантазии чиновницы, но она к тому же добавила, что совершенно не годятся иллюстрации к сказке. Товарищ Быстрова посчитала, что герои стоят слишком близко друг к другу, что является неприличным.

Корней Иванович понял, что спорить с чиновницей бесполезно. Он развел руками: не может такого быть, что невинные дети увидят в отношениях Мухи и Комара что-то неприличное. Детский разум, был уверен писатель, свободен от таких извращенных мыслей, которые только и закрадываются в головы подобным «блюстителем нравственности».

Через два года в «Литературной газете» напечатали настоящий «разоблачающий материал». «Муха-Цокотуха» стала жертвой всеобщего непонимания. Хуже всего было то, что обличительную дискуссию поддерживала Надежда Константиновна Крупская главный идеолог коммунистического образования в СССР.

Мещанская сказка

«Муха-Цокотуха» окончательно была признана мещанской сказкой. Крупская не щадила сказку и ее творца. Она упрекала его в том, что он способствует зарождению сомнений у детей в торжестве коллектива, и напротив, восхваляет ценности мелкой буржуазии. В строках о «нечистых трубочистах» увидели неуважительное отношение к рабочему классу. Это, естественно, могло очень плохо сказаться на воспитании советских детей.

30 коллег выдвинули обвинение Чуковскому на страницах «Литературной газеты». Тогда писатель сдался и написал публичное отречение от них. Кроме того, Коней Иванович пообещал, что в будущем создаст совсем другое произведение, которое уже никто не сможет раскритиковать, так называемую «детскую колхозию». Однако этого так и не произошло.

Единственный защитник писателя — Максим Горький — этот тот человек, чьему заступничеству Чуковский обязан реабилитацией своих сказок. Именно благодаря Горькому и «Муха-Цокотуха», и другие детские произведения все же были напечатаны.