Как в России может измениться ситуация с созданием игровых приставок
Москва, 22:17, 21 Май 2024, редакция FTimes.ru, автор Мила Якобссон.
«Учиться у лучших — не стыдно»
Игры давно перестали привлекать только гиков, которые проводят в любимом шутере, стратегии или гонке десятки часов в неделю. Сегодня индустрия электронных развлечений, по разным данным, оценивается в сотни миллиардов долларов, а к концу десятилетия эта цифра может вырасти до триллиона. Всё говорит о том, что игры стали новым медиумом, благодаря которому люди разных возрастов, вероисповеданий и даже политических взглядов изучают мир, формируют представления о всевозможных событиях и исторических эпохах, заводят друзей и зарабатывают баснословные суммы, выступая на киберспортивных соревнованиях.
В России до последнего времени к компьютерным играм относились с уважением, но не серьезно, считая их развлечением для детей. Хотя именно «Тетрис» — известная во всем мире головоломка — могла стать драйвером развития отечественного игропрома, ведь её разработал советский программист Алексей Пажитнов. Однако талантливый геймдизайнер (как бы Пажитного назвали сейчас) оказался не в том месте и не в то время, а дальше случилась перестройка, и стало совсем не до игр.
Читатели, которые несмотря ни на что любили проводить часы за компьютером и консолями, изучая виртуальные миры, наверняка вспомнят рассвет и закат отечественной игровой индустрии в начале XXI века, когда на прилавках можно было найти как крепкие проекты мирового уровня («Корсары»), так и продукты, вызывавшие только разочарование (Lada Racing Club).
И если в начале нулевых российские компании могли наравне конкурировать с иностранными, то за последние 20 лет баланс сил сильно изменился: отечественные издатели и разработчики в основном переключились на мобильный рынок, редкие проекты выходили на компьютерах и консолях. Однако уже в обозримом будущем ситуация может в корне измениться.
Дело в том, что президент Владимир Путин поручил правительству рассмотреть вопрос об организации производства в России стационарных и портативных игровых приставок и игровых консолей. Также кабмин должен задуматься о создании операционной системы и облачной системы доставки игр и программ пользователям.
Эксперты отмечают, что вопрос назрел давно. Российский рынок видеоигр — это примерно 2,5 миллиарда евро в год, которые почти полностью достаются иностранным разработчикам и производителям консолей. У этого феномена одна причина: отечественным компания нечего предложить потребителю. Поэтому перспектива у российской приставки есть, вопрос только в реализации задумки.
Ключевой вопрос — с чего начать? Ответы наверняка можно будет услышать на Международной выставке-форуме «Электроника России 2024», которая пройдёт с 26 по 28 ноября в Москве. Участники выставки — компании, которые занимаются разработкой программного обеспечения, вычислительной техникой и многим другим, что связано с электроникой.
Пока разработка российской консоли упирается именно в железо: процессоры и другие компоненты отечественного производства не без причины называют слабыми. Из этого становится понятно, что первые ревизии приставок, скорее всего, будут создаваться с использованием иностранных наработок. Но это мировая практика. Например, американская компания Microsoft при разработке первого Xbox пользовалась идеями японской Sega. Учиться у лучших — не стыдно.
Осталось разобраться, что уже производится в России, а что, возможно, потребует параллельного импорта. Например, компания «Техмет18» выпускает малогабаритные модули питания, которые способны работать при температурах от -40 до +85 °C. Фирма «Ресурс», в свою очередь, занимается производством резисторов, а «ИПК Электрон-Маш» разрабатывает, производит и поставляет СВЧ-компоненты, которые используются в современных приёмопередающих и радиолокационных устройствах. Кроме того, есть и «АРП-Дизайн», специализирующиеся на микроконтроллерах. То есть с питанием, модулями связи и управлением разными компонентами системы проблем возникнуть не должно.
Те, кто держал в руках современные портативные консоли, знают, что они оснащаются сенсорными экранами для лучшей эргономики. Компания «Билтех» из Челябинска как раз специализируется на сенсорных мониторах. Ещё один пункт в нашем импровизированном чек-листе можно пометить галочкой. Современную консоль трудно представить отдельно от беспроводных геймпадов. Но и эту задумку можно будет просто реализовать собственными силами. Компания «ДистКонтрол», например, занимается выпуском персональных USB-концентраторов, которые позволяют сохранять доступ к любому подключенному устройству на неограниченном расстоянии.
И это только малая часть компаний, которая покажет свои наработки на выставке «Электроника России 2024». Поэтому сложно утверждать, что на отечественном рынке нет совершенно никакой базы для создания игровых приставок. Она есть, осталось собрать её воедино. И поручение Владимира Путина как раз запустило этот процесс.