«Свобода со вкусом тревоги»: с какими испытаниями столкнется Михаил Ефремов после освобождения
Москва, 13:43, 14 Апр 2025, редакция FTimes.ru, автор Елена Галицкая.
9 апреля 2025 года актер Михаил Ефремов, отбывший почти пять лет в колонии по делу о смертельном ДТП, вернулся в родной дом в Плотниковом переулке в центре Москвы. Камеры, вспышки, десятки микрофонов и напряженные взгляды журналистов — его встречали так, будто выход из тюрьмы стал премьерой нового фильма. Но вместо блеска софитов — потускневший взгляд, сутулая осанка и едва различимые слова благодарности.
«Ребят, чувствую себя не очень»
Это были одни из первых слов Михаила Ефремова, сказанных на свободе. Он еле стоял на ногах, опустил взгляд, говорил с трудом и явно избегал контакта с прессой. С момента выхода из ворот белгородской колонии прошло всего четыре дня, но внешне он изменился до неузнаваемости: осунувшееся лицо, мешки под глазами, угасший взгляд. Не было в нем ни прежней харизмы, ни иронии, ни даже тени актера, которого когда-то обожала страна.
Психологи предупреждают: впереди у Ефремова непростой путь адаптации. За годы, проведенные в заключении, меняется не только уклад жизни, но и сама личность человека. А выйти обратно — значит, оказаться в мире, который давно ушёл вперёд, не дожидаясь.
Свобода без почвы под ногами
Психолог Светлана Герман объясняет: первые недели на воле для бывших заключённых — самые тревожные. Парадокс в том, что свобода не радует, а пугает, говорит специалист. Исчезает распорядок, регламенты, контроль. Всё, что держало в тюрьме, хоть и в жёстких рамках, но придавало ощущение стабильности. Теперь — хаос, тревожность, потерянность.
У Ефремова, как у любого человека, пережившего длительное заключение, может развиться посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), депрессия, панические атаки, бессонница и социальная дезадаптация. Общество изменилось, технологии шагнули далеко вперёд, а актёр словно замер в 2020 году.
Пять лет — это не просто срок. Это целая эпоха. За это время Ефремов, скорее всего, отвык от обычных человеческих контактов, продолжает Герман. Стресс, опасность, необходимость постоянно держать себя в руках — всё это приводит к эмоциональному истощению. На воле это может проявляться в апатии, раздражительности, невозможности радоваться и общаться.
Дом под охраной и с шумоизоляцией
СМИ сообщают, что квартиру Ефремова в Москве начали оснащать шумоизоляцией, а супруга планирует нанять охрану. С одной стороны — забота и попытка оградить актера от навязчивого внимания. С другой — очевидная необходимость: Ефремову нужно восстановление, и не только физическое. Окружающие это понимают. Но примет ли это сам Михаил?
Нарколог Василий Шуров считает, что подобные меры могут быть призваны и к тому, чтобы скрывать возможные срывы. «Состояние эмоционального надрыва может подтолкнуть к алкоголю, особенно с учетом прошлого Михаила. Поэтому нужна не просто охрана, а поддержка специалистов — психологов, психиатров, наркологов», — говорит он.
Время, потерянное навсегда
Еще один аспект — внутреннее чувство вины и стыда. Как подчеркивает Герман, человек, прошедший через суд, тюрьму и общественное осуждение, часто не может простить сам себя. А если в прошлом — слава, поклонники, роли в культовых спектаклях и фильмах — то падение с такой высоты особенно болезненно.
«Это не просто потеря времени. Это ощущение, что ты упустил все: профессии, друзей, привычный образ жизни. Это — кризис идентичности», —
отмечает психолог.
Кино ждет, но готов ли актер?
Несмотря на поддержку со стороны коллег и режиссеров, неизвестно, насколько готов сам Ефремов возвращаться на сцену или в кадр. Адаптация может занять месяцы, а то и годы. Главное — чтобы этот путь не оказался одиночным. Потому что именно одиночество — главный враг бывшего заключенного, особенно публичного человека, чье имя знают миллионы.
Тюрьма отнимает не только свободу, но и способность чувствовать, говорит Герман. Чтобы вернуться к жизни, нужно пройти путь из темноты — с опорой, с любовью, с пониманием. Только тогда Михаил сможет вновь стать тем, кем был — или хотя бы найти новую опору.
Свобода — это не точка. Это запятая. Иногда — двоеточие. А для Михаила Ефремова — возможно, начало самого трудного акта в его жизни. Без сценария. Без дублей. Слишком личного, чтобы кто-то мог сыграть вместо него.