Астрофизики обнаружили самую маленькую сверхмассивную черную дыру

Москва, 23:36, 18 Авг 2015, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Самая маленькая сверхмассивная черная дыра из всех, когда-либо обнаруженных, захватывает материю подобно своим более крупным сородичам, давая понимание того, как эти объекты развиваются.

Расположенная в центре карликовой галактики, известной как RGG 118, черная дыра составляет около 50000 масс Солнца. Поэтому она в полтора раза тяжелее второй известной мельчайшей сверхмассивной черной дыры, считают исследователи.

Существует два вида черных дыр — звездных масс и сверхмассивные. Черные дыры звездных масс весят в несколько раз больше Солнца и формируются после развала огромной звезды. Сверхмассивные черные дыры находятся в центре большинства, если не всех, галактик и развиваются и растут вместе со звездами, среди которых они обитают.

Карликовая галактика RGG 118 находится примерно в 340 миллионов световых лет от Земли.

Черная дыра в 50000 солнечных масс, — достаточно легкая. Например, в нашей галактике Млечный Путь, сверхмассивная черная дыра, примерно, в 100 раз массивнее. Самая тяжелая из известных черных дыр весит почти в 200000 раз больше, чем в RGG 118.

Команда астрофизиков также использовала рентгеновскую обсерваторию NASA Chandra X-ray для измерения рентгеновской яркости горячего газа в RGG 118, что позволило им вычислить, как быстро черная дыра захватывает материю. Ученые обнаружили, что RGG 118 потребляет материю, подобно другим, более крупным сверхмассивным черным дырам.

Ученые до сих пор не уверены, как именно сверхмассивные черные рождаются и вырастают. Одна идея постулирует, что огромные облака газа коллапсируют в небольшие черные дыры, которые со временем сливаются и образуют крупные, сверхмассивные черные дыры. Другие исследователи считают, что их формируют гигантские звезды, примерно в 100 раз больше массы Солнца, когда у них заканчивается топливо и они коллапсируют в черную дыру.

«Эти маленькие галактики могут служить аналогами галактик в ранней Вселенной», — поясняют ученые. «Изучая, как галактики, как эта, выращивают и кормят их черные дыры и то, как они влияют друг на друга, мы могли бы лучше понять, как формировались галактики в ранней Вселенной».