Неандертальцы знали толк в лечебных растениях

Москва, 16:25, 09 Мар 2017, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

ДНК, взятая из сохранившихся зубных отложений неандертальцев, проливает новый свет на этих вымерших родственников современного человека. Анализ ДНК рассказывает об их питании, а также как они могли использовать лекарственные растения для лечения недугов.

Кальцифицированный зубной налет от пяти неандертальцев возрастом от 42000 до 50000 лет, помог определить их диету и показал, что эти архаичные люди питались разнообразно.

Некоторые неандертальцы в первую очередь ели мясо животных, таких как дикие овцы и шерстистые носороги. Некоторые, с другой стороны, являлись полными вегетарианцами, промышлявшими кедровыми орехами, грибами и мхом.

Кроме информации о том, что ели неандертальцы, исследователи также обнаружили, что эти доисторические люди употребляли растения с лечебными свойствами. Зуб неандертальца из Испании говорит о том, что доисторические люди знали, как заниматься самолечением с помощью лекарственных растений.

Этот человек страдал абсцессом зуба и кишечным паразитом Enterocytozoon bieneusi, когда он умер. Исследователи нашли, что его зубной налет имеет ДНК дерева, которое вырабатывает салициловую кислоту —  болеутоляющее, которое используется в качестве активного ингредиента аспирина. Они также обнаружили куски гриба penicillium, который производит антибиотики пенициллинового ряда.

Хотя вполне возможно, что неандертальцы имели представление, как использовать лекарственные растения для лечения недугов и болезней, но исследование, которое было опубликовано в журнале Nature от 8 Марта, не является убедительным, заявили эксперты медицины.

По мнению медиков — лучшим способом определить преднамеренность глотания лекарственных растений, было бы их обнаружение и у других неандертальцев, которые также имеют заболевания.

«Могли ли неандертальцы заниматься самолечением? Мы не знаем», — говорит профессор Кит Добей, из Ливерпульского университета. «В случае если бы лекарства нашлись у нескольких лиц с заболеваниями и болезненными состояниями … тогда я думаю, что да, мы имели потенциально хорошие доказательства для довольно сложных медицинских знаний».

Это исследование не первое, обнаружившее доказательства того, неандертальцы имели знания о целебных свойствах растений. Ранее ученые уже выяснили, что наши вымершие «двоюродные братья» ели тысячелистник и ромашку, которые имеют небольшую пищевую ценность и горьки на вкус. В связи с этим исследователи предположили, что растения могли употребляться как лекарства.

Сегодня эти растения используются для лечения целого ряда недугов. Ромашка применяется в качестве травяного лечения пищеварительной системы и снятия стресса. Тысячелистник, с другой стороны, используется как антисептик и способствует лечению лихорадок и простуды.

Профессор Добей соглашается, что неандертальцы с большой вероятностью имели представление о медицине, поскольку существует все больше доказательств их «продвинутости».

«Потенциально это свидетельствует о более сложном поведении с точки зрения знаний о лекарственных растениях», — сказал Добей.