После завершения миссии Кассини у ученых появилось еще больше вопросов

Москва, 15:22, 15 Окт 2017, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Миссия НАСА Кассини обнаружила новые луны вокруг Сатурна, нашла доказательства существования океана под поверхностью луны Энцелад и даже сумела высадить зонд на луну Титан (зонд Гюйгенса). Открытия от Кассини и Гюйгенса привели ученых к целому ряду вопросов, требующих дальнейшего изучения. Двумя основными задачами для будущих исследований являются Титан и Энцелад.

Признаки жизни

Прежде чем Гюйгенс спустился на поверхность Титана в январе 2005 года, все, что мы знали об этой луне, это ее низкая температура (около 100 К или -173,15 ° С) и толстая атмосфера (в основном из азота, но со следами метана), которая мешала осмотреть поверхность. Гюйгенс обнаружил сети долин и рек, прорезающих холмы к береговой линии внутреннего моря. Последующие наблюдения с помощью приборов на борту Кассини дали расширенное понимание ландшафта Титана — с географическими названиями всех объектов, от гор до равнин и от океанов до озер.

Теперь астрономы должны попытаться понять, как все это сформировалось и как изменяется с годами.

То, что люди узнали о Титане от Кассини и Гюйгенса, подтвердило, что луна имеет активную химию на основе метана и аммиака. Мы знаем, что эти вещества при облучении солнцем приводят к интересным смесям химических веществ, которые являются предшественниками аминокислот и других биологически важных молекул. Температура на поверхности Титана исключает что-либо живое, но как далеко ниже поверхности нужно погрузиться, прежде чем окружающая среда станет достаточно мягкой для жизни? Без миссии, посвященной Титану, мы об этом не узнаем.

Титан фото

Титан

В самом начале миссии стало ясно, что Энцелад также должен стать главной мишенью исследований. Аномалии в данных, наблюдаемых при пролете мимо Энцелада, впоследствии были подтверждены как результат большого выброса газа и пыли с поверхности, расположенной вблизи южного полюса.

Кассини дополнительно пролетел мимо Энцелада на разных высотах, ближайшая из которых составляла всего 25 км. Собранные данные помогли ученым обнаружить шлейф из ряда отверстий в трещинах на поверхности. Стало ясно, что, подобно ледяной луне Юпитера Европе, Энцелад был домом для океана под ледяной коркой.

Ученым также удалось идентифицировать в этом шлейфе крупицы пыли, водный лед, и газы, включая метан, аммиак и углекислый газ, плюс следы других органических молекул. Это приводит к предположениям о возможности жизни в океане на Энцеладе.

Подобно Титану, Энцелад теперь признан одним из наиболее вероятных мест для внеземной жизни в солнечной системе. Недавний отчет о водороде в шлейфе Энцелада придал этому еще большее значение потому, что ожидается, что водород будет выделяться как побочный продукт реакций между водой и породой. Ученые полагают, что океанская вода на Энцеладе сталкивается с породой, нагревается, химически реагирует и поднимается в океане через «гидротермальные отверстия». Подобный процесс происходит и в океанах Земли. И здесь химически заряженная вода вокруг этих отверстий поддерживает богатую экологию микробов и других форм жизни.

Энцелад фото

Энцелад

Достаточно одной миссии?

Последующие миссии на Сатурн, Титан и Энцелад — все были предложены как Европейскому космическому агентству, так и НАСА, но пока не приняты даже на этапе планирования.

Может быть, это случай для объединения миссии на Титан с миссией на Энцелад для изучения возможностей для жизни, близких к Сатурну? Есть еще много неизвестных аспектов гигантской планеты, к исследованию которых стоило бы вернуться, например, к составу и формированию его необычных колец или огромному урагану на северном полюсе. Учитывая временные рамки для планирования миссии, наряду с временем, которое требуется для полета к системе Сатурна, это станет реалистичным по меньшей мере еще через 20 лет после Кассини. До тех пор нам придется полагаться на следующее поколение наземных телескопов, которые помогут нам исследовать Сатурн и его увлекательные спутники.