Лазер помог значительно повысить гидрофобность металлов
Москва, 19:08, 26 Фев 2018, редакция FTimes.ru, автор Евгения Ковалева.
Сотрудники лаборатории Рочестерского университета использовали лазеры для изменения поверхности металлов, вроде придания им сильных водоотталкивающих свойств, без использования специальных покрытий, красок или растворителей.
Коммерческое применение технологии варьируется от защиты самолетов и грузовиков от обмерзания, до предотвращения появления коррозии и ржавчины или создания более чистых, противомикробных поверхностей для хирургических и медицинских учреждений. Но для выхода на рынок, отмечает phys.org, нужно увеличить мощность лазеров.
Разработкой требуемого оборудования занимается венчурная компания FemtoRoc Corp. и адъюнкт-порфессор Джон Марчианте. Проект предположительно займет 6 лет, а его бюджет оценивается в 10 миллионов долларов.
«Необходимо получить сверхбыструю фемтосекундную лазерную систему, чья мощность измеряется киловаттами, а не десятками Вт, как в доступных на рынке решениях», — объяснил специалист.
Методика обеспечивает высокую гидрофобность за счет создания на поверхности микро- и наномерных структур. Так обрабатываемый металл получает новые физические свойства.
В 2015-м профессор Чунлей Гуо и Анатолий Воробьев из Рочестерского университета описали невероятно мощные и короткие лазерные импульсы, использованные для постоянного изменения металлической поверхности. С их помощью авторы получили не только гидрофобные, но и гидрофильные структуры. Лаборатория Гуо создала технологию, заставляющую металл поглощать волны почти всего окружающего света. Но с имеющимися в продаже лазерами на обработку пластины 1х1 дюйм уходило около часа.
Для решения проблемы лаборатории Марчианте нужно справиться с двумя задачами. Первая – найти способ управлять свойствами луча нужной мощности. Вторая проблема – перегрев. Луч может довести волокно почти до точки плавления.
Команда уже разработала более крупное оптоволокно, рассчитанное на импульсы повышенной мощности. Она нашла и способ снижения эффекта нелинейности в его ядре.
«Сократив длину вдвое, мы почти на столько же увеличили энергию, — объяснил Марчианте. – Одновременно наполовину снизилось выделяемое тепло».