Националистический протест в международных отношениях Китая

Москва, 16:51, 02 Ноя 2014, редакция FTimes.ru, автор Татьяна Соломон.

В этой связи возникает вопрос: действительно ли антииностранные общественные протесты навязывают подлинные ограничения на китайскую дипломатию, пытаясь запугать авторитарное и мощное государство? Или же дипломаты преувеличивают свое влияние на иностранцев, чтобы получить преимущество за столом переговоров?

Это вопрос, на который Джессика Чен Вайс, политолог из Йельского университета, пытается ответить для ярых патриотов, о политике по борьбе с иностранными протестами в современном Китае.

Когда большие и разъяренные толпы китайской молодежи выходят на улицы (почти всегда в знак протеста против Японии), обычно существует две полярно-противоположные реакции. Одна из них является глубоко циничной, утверждая, что Пекин имеет право управлять толпами, собирая и разгоняя их для достижения своих внешнеполитических целей.

Другая теория, которая имеет место быть, эта та, что Китай стал более сложным и в некотором смысле плюралистическим обществом, поскольку правительство на свой страх и риск игнорирует общественное настроение. Вместо того, чтобы остановить протесты, в дело вступает вторая теория — правительство позволяет толпе разрастаться, действуя сродни редукционному клапану, который направляет в нужное русло народный гнев, прежде чем он утихнет.

Усилия Джессики придавить Пекин точными мотивами и маневрами зачастую затруднены искусственным туманом, создаваемым китайскими политиками верхнего уровня. Вряд ли ее можно винить в том, что она не может проникнуть за ширму политбюро. Многие высококвалифицированные китайские журналисты до нее потеряли свой путь в подобном тумане, и надо отдать ей должное, что она не пытается восполнить отсутствие неопровержимых фактов спекуляцией.

Влиятельные патриоты время от времени читают научно-политические диссертации. Но Джессика опытный следопыт, превращающий свою книгу в неоценимую хронику того, как Китай, Япония и США пришли к дипломатическим столкновениям.

Она следит не только за антииностранными акциями протеста, ведь Китай начал свою суматошную модернизацию еще в начале 1980-х годов. Она также отслеживает «собак, которые не лаяли» — на случаи, когда правительство заверяет, что протесты против Японии и т.п., не состоятся.

Книга рассудительно сортирует массу деталей о схватках между правительством и его гражданами в Китае; между Пекином, Токио и Вашингтоном, поскольку они пытаются найти дипломатические выходы из сложившейся ситуации.

Она заострила свое внимание на эмоциональном взаимодействии между Пекином и Токио, и их усиливающейся взаимной антипатии касаемо военной истории и спорных островов в Южно-Китайском море. Вторая и третья по величине экономики мира, Китай и Япония находятся в центре мировой торговли. Любой конфликт будет иметь катастрофические последствия. В этом отношении книга является чрезвычайно ценной, освещая их отношения и реальную возможность военного конфликта.

Вывод Джессики, что растущий китайский национализм является «как уязвимостью, так и источником силы» для правящей партии — ни для кого не секрет. Но она убедительно иллюстрируют, как руководство Пекина своими последними антияпонскими протестами сочетает более широкие стратегические цели.

Когда дипломатические цели требуют «гибкости и уверенности», как в 2010 году, когда Пекин пытался добиться освобождения капитана рыболовецкого судна, принадлежащего Японии — протесты были остановлены. Но когда Пекин пожелал продемонстрировать решимость и усилить давление на Японию в 2012 году, демонстрации допускались и даже поощрялись.

Тем не менее, Пекин ходит по острию ножа. «Национализм помогает поддержать китайский режим», — пишет Джессика, «но также может стать его кончиной».