Ученые воссоздали древние исчезнувшие плиты под Андами

Москва, 11:09, 24 Янв 2019, редакция FTimes.ru, автор Евгения Ковалева.

Геологи Хьюстонского университета продемонстрировали реконструкцию движения древних тектонических плит, сформировавших Анды. Проект показал, что процесс образования гор был сложнее, чем считалось ранее.

Анды являются самой длинной в мире непрерывной горной цепью – около 7000 км. Долгое время считалось, что ее край, где встретились 2 тектонические плиты, был классическим примером равномерной, непрерывной субдукции, когда одна структура наползает на другую. Исследование специалистов Хьюстонского университета показало, что процесс был намного сложнее, сообщает phys.org. Геологи воссоздали движение океанской плиты Назка, остатки которой сегодня можно обнаружить на глубине 1500 км под поверхностью Земли.

Результаты исследования представлены в журнале Nature.

«Формирование Анд считалось парадигмой тектоники плит», — сказал соавтор работы, Джонни Ву.

Когда такие структуры двигаются, попадая в мантию, они не исчезают. Плиты скорее опускаются к ядру, как листья тонут в озере. В процессе они частично сохраняют форму, позволяя понять, как поверхность Земли выглядела миллионы лет назад. Остатки плит можно визуализировать так же, как при КТ-сканировании.

«Мы решили вернуться в прошлое с большей точностью, чем кто-либо раньше. В результате удалось узнать дополнительные подробности, — сказал Ву. – Нам удалось вернуться в эру динозавров».

Исследователи описали самые глубокие и старые остатки плит, реконструированных на сегодняшний день. Они относятся к меловому периоду.

«Мы нашли признаки того, что, попадая в переходную зону, структуры создают сигналы на поверхности», — сказал первый автор работы, И-Вэй Чен.

Специалист имел в виду прерывистый слой земной мантии, замедляющий плиту и вызывающий формирование геологических образований над ней. Авторы также обнаружили свидетельства в пользу идеи, что, вместо равномерной и непрерывной субдукции, Назка была оторвана от края Анд. Это спровоцировало вулканическую активность. Для подтверждения гипотезы ученые воссоздали ее в модели.

«Мы провели тесты, рассматривая схему более 14 000 случаев вулканической активности в Андах», — сказал Ву.