Попытка Китая ускорить экономический рост принесет больше вреда, чем пользы

Москва, 18:40, 03 Фев 2019, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Чрезмерная реакция на замедление экономики и угроза реструктуризации принесут краткосрочные выгоды, но долговременные проблемы.

Темпы роста валового внутреннего продукта Китая в 6,6 процентов за 2018 год являются самым низким показателем с 1990 года, когда санкции, введенные Западом в ответ на насилие властей КНР на пекинской площади Тяньаньмэнь, привели к тому, что он вырос всего на 3,9 процента.

В течение последнего десятилетия экономический рост в Китае неуклонно замедлялся, начиная с его высочайшего уровня в 14,2 процента в 2007 году. Тенденция к снижению росла с каждым кварталом прошлого года. Это было 6,8 процента в первом квартале, 6,7 во втором и 6,5 в третьем. Рост на 4,4 процента в четвертом квартале был самым низким с начала 1992 года, когда Пекин начал публиковать квартальные данные по ВВП.

Но большее беспокойство политиков вызывает то, что последние данные показали потерю импульса в трех двигателях второй по величине экономики мира — экспорте, инвестициях и потреблении.

В дополнение к их опасениям, это замедление совпадает с торговой войной с США, ослабляя внутренние настроения и мировой спрос, и вызывает тревогу внебалансовых заимствований со стороны местных органов власти.

Удивительно драматичные и резкие сокращения в торговых данных за декабрь и недавняя слабая фабричная активность позволяют предположить, что экономика остыла быстрее, чем ожидалось, в конце 2018 года, когда начали действовать карательные тарифные меры президента США Дональда Трампа.

Капитальные вложения в течение долгого времени были наиболее важным фактором, определяющим экономический рост Китая. Среднегодовой темп роста инвестиций в основной капитал в период с 1981 по 2017 год составлял 20,2 процента, а его вклад в ВВП увеличился с 38,9 процента в 1978 году до 44,4 процента в 2017 году.

Тем не менее, прошлогодний рост капиталовложений на 5,9% был самым медленным темпом роста с 1996 года. В 2017 году он увеличился на 7,2%.

Правительство надеется трансформировать свою модель экономического роста из модели, основанной на экспорте и капиталовложениях, в модель, основанную на потреблении.

Тем не менее, рост розничных продаж замедлился до 9 процентов в годовом исчислении в 2018 году по сравнению с 10,2 процента в 2017 году. Впервые с 2003 года он упал ниже 10 процентов. Это было замедлено вялыми продажами автомобилей и смартфонов, самых важных предметов потребления в КНР. В прошлом году продажи автомобилей, в частности, резко сократились — на 8,4% по стоимости и 13% по объему. Apple недавно сократила свои прогнозы по выручке на 2019 год, сославшись на ухудшение продаж в Китае.

 

Слабый экспорт дает Пекину три причины для беспокойства

 

Тем не менее, темпы роста Китая остаются завидными по сравнению с большинством экономик, таких, как страны G20. И следует ожидать замедления роста — действительно, это здорово, когда вы переходите от экономики, основанной на экспорте, к экономике, ориентированной на услуги и инновации.

Безусловно, реструктуризация экономики повлияет на ближайшие перспективы Китая, особенно в 2019 году, на фоне множества финансовых рисков, но в конечном итоге будет способствовать долгосрочному развитию Китая.

Проблема состоит в том, что одержимое стабильностью правительство, движимое политическими соображениями, решило облегчить свою экономическую реструктуризацию и вернуться к вмешательству на рынках.

В последние месяцы Пекин ввел множество фискальных мер и смягчение денежно-кредитной политики, направленных на ускорение роста. Эти меры варьировались от выборочного смягчения кредитования до увеличения бюджетных расходов на инфраструктуру и стимулирования роста потребления.

Хотя такие меры могут помочь в стабилизации роста в краткосрочной перспективе, они принесут больше вреда, чем пользы для развития Китая в долгосрочной перспективе.

Во-первых, все такие меры поддержки политики могут усиливать, а не уменьшать риски для экономики, поскольку смягчение денежно-кредитной политики и фискальная поддержка приведут только к увеличению долга, который уже составляет колоссальные 300 процентов ВВП страны, сделав ее неустойчивой.

Таким образом, Китай возвращается к росту, чтобы компенсировать риск торговой войны в США, но правильный ли это шаг?

Во-вторых, такие усилия идут вразрез с правилами свободного рынка. Они не только снижают эффективность китайской экономики, но и создают путаницу на рынке.

В-третьих, такая политика усугубит подозрения Запада в нерыночном характере государственного капитализма Китая, что является основной причиной постоянных торговых споров Китая с США.

Наконец, эти меры противоречат усилиям Пекина по рыночной реструктуризации, которая сделает рост квазисоциалистической экономики более стабильным, сбалансированным, скоординированным и устойчивым.