Венесуэла: Путь от процветающей экономики до гиперинфляции

Москва, 18:36, 04 Фев 2019, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Когда страны терпят крах, их население бежит. Венесуэла является примером, когда провал политического руководства привел к экономической катастрофе и вызвал волну миграции. Что часто упускается из виду в таких кризисах, так это их недопустимое влияние на жизнь отдельных людей, особенно на самых бедных и уязвимых.

Согласно текущему исследованию региональной миграции, число обращений венесуэльцев, ищущих убежища в других южноамериканских странах, с 2015 года увеличилось в три раза: с 2000 по 2018 годы этот рост составил 2000 процентов. В прошлом году отток мигрантов из Венесуэлы увеличился по мере того, как продолжался политический и экономический кризис в стране, и, несомненно, он будет усиливаться с учетом событий последних недель.

В регионе Латинской Америки и Карибского бассейна насчитывается 36,4 миллиона мигрантов, из которых 7,7 миллиона являются «вынужденными переселенцами», вынужденными покинуть свои дома из-за вооруженного конфликта и стихийных бедствий, которые не пересекли государственную границу, и 1,4 миллиона просителей убежища, которые покинули свои дома. родную страну и искали убежища в другом государстве.

Венесуэльцы и колумбийцы составляют большинство лиц, ищущих убежища в регионе, однако правительства Южной Америки вводят все более жесткие ограничения, чтобы предотвратить въезд и пребывание венесуэльцев в их странах. Эта все более жесткая позиция правительств в сочетании с ужесточением отношений среди местного населения повышает риск того, что эти факторы будут увековечивать друг друга, делая регион враждебным окружением для мигрантов.

По иронии судьбы, Венесуэла когда-то была популярным направлением для многих иммигрантов в течение 1950-х и до начала 1980-х годов, когда ее экономика переживала устойчивый рост и предлагала самый высокий уровень жизни в Латинской Америке. Венесуэла сегодня может обладать самыми большими доказанными запасами нефти в мире, даже большими, чем Саудовская Аравия, однако многие ее граждане сейчас мигрируют или живут в нищете.

Длительное и неуклонное снижение добычи и экспорта нефти из-за плохого управления национальной нефтяной компанией со стороны сменяющих друг друга режимов, усугубленное серией жесткой девальвации валюты, разрушило экономику.

Во время обвала цен на нефть в 1980-х годах экономика Венесуэлы начала сокращаться, инфляция резко возросла, а с 2015 года стала гиперинфляцией. Когда цены на нефть были высокими, президент Чавес направил миллиарды на социальные программы, но не смог адекватно реинвестировать средства в нефтяную отрасль. Национальная нефтяная компания PDVSA, которая обеспечивает 90 процентов поступлений Венесуэлы в иностранной валюте, недавно была оценена министром финансов США Стивом Мнучином «в качестве средства для растраты».

Годы недофинансирования, экспроприации и коррупции сделали страну уязвимой перед резким падением цен на нефть в 2014 году. Объем экономики Венесуэлы с 2013 года сократился вдвое, при этом прогнозируемый уровень инфляции достигнет невероятных 20 миллионов процентов к концу этого года, и страна сталкивается с проблемой возможности дефолта по долгам.

За 12 лет Венесуэла пережила самое большое падение народного благосостояния среди 149 стран. Падение произошло по каждому из показателей благосостояния и в большей степени в области безопасности и правопорядка.

Без безопасности сложно что-либо построить, и путь к процветанию становится неясным. Даже мирный переход власти в Венесуэле вряд ли приведет к быстрому улучшению ситуации для его наиболее уязвимых граждан. Потребуются годы, чтобы стабилизировать добычу нефти, не говоря уже о ее увеличении. Можно ожидать, что статус-кво в Венесуэле продолжит агонию нефтяной промышленности страны.

Тем не менее, некоторые страны достигли процветания после крупной катастрофы, такие как Шри-Ланка и Руанда. Несмотря на продолжающуюся политическую турбулентность, в Шри-Ланке наблюдалось увеличение по всем показателям благосостояния за последнее десятилетие, причем наибольший рост уровня безопасности произошел после окончания почти тридцатилетней гражданской войны в 2009 году, что позволило значительно реинвестировать средства в здравоохранение, образование и инфраструктуру, создав стабильную среду для торговли и инвестиций. Туризм также процветает, принося основной источник дохода. Руанда — еще одна страна, пережившая чудовищный геноцид, и в настоящее время она успешно справляется с разрухой, значительно улучшая деловую среду после реформ.