Два ответа на причины кризиса в Венесуэле, ни один из которых не полный
Москва, 19:09, 06 Фев 2019, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.
Есть два отличных ответа на текущий кризис в Венесуэле. Либо авторитарный режим (возглавляемый Николасом Мадуро) цепляется за власть вопреки воле народных сил, окружающих нового самопровозглашенного временного президента Хуана Гуайдо. Или Венесуэла сталкивается с государственным переворотом, поддерживаемым империализмом США с четкими планами захвата огромных нефтяных запасов страны.
Как и в большинстве сложных ситуаций, ни один из этих вариантов полностью не отражает происходящее. Действительно, для большинства венесуэльцев, тысячи из которых снова вышли на улицы по всей стране в мирных демонстрациях — идеологические эпитеты бледнеют по сравнению с ужасающим экономическим положением, которое они испытывают в своей повседневной жизни.
Многие люди голодают и покидают страну (более 3 млн. человек покинули Венесуэлу), недовольные безудержной гиперинфляцией (по прогнозам Международного валютного фонда, в 2019 году она достигнет 10 000 000%).
Экономический кризис в Венесуэле является доморощенным. Попытка правительства установить цены на основные товары, сохранить валютный и валютный контроль и регулировать прибыль разрушила внутреннее производство.
Это также укрепило черные рынки и способствовало контрабанде всего, от мяса до подгузников, через границу с Колумбией — торговля, которая стала повседневной стратегией выживания для тысяч венесуэльцев.
Правительство Мадуро балансирует на линии экономической войны уже более четырех лет. Оно даже отрицает, что инфляция действительно существует, хотя печатает больше денег, чтобы добиться увеличения минимальной заработной платы, которая даже не покрывает стоимость дюжины яиц.
В недавнем телевизионном интервью Мадуро обвинил предполагаемую экономическую войну в темпах инфляции в 3% в день в 2018 году. Он также выразил готовность провести переговоры со своим политическим конкурентом Гуайдо, хотя и несколько зловеще заявил, что 50 000 гражданских ополченцев, имеющие доступ к оружию, были в состоянии готовности «защищать мир».
Санкции, действующие с 2017 года, усугубили экономический кризис, но не увенчались успехом в попытке устранить Мадуро от власти. И все же, как это ни парадоксально, публичная поддержка Гуайдо со стороны США усилила претензии Мадуро, потому что с введением дополнительных санкций, нацеленных на ограничение поставок продовольствия и нефтяного оборудования, эта экономическая война стала очень реальной.
Домашний кризис не обошел стороной людей, выходящих на улицы. Может показаться удивительным, но некоторые разгневанные венесуэльцы не приветствуют международную поддержку смены режима. Многие являются постоянными сторонниками «Чавизма» — политического движения, названного в честь покойного президента Уго Чавеса, предшественника Мадуро. «Чавизм» по-прежнему имеет значительный вес среди активистов, стремящихся защитить «Патрию» (отечество) от любого внешнего вмешательства.
С воспоминаниями о неудавшейся попытке США свергнуть Чавеса в 2002 году, предположения о внешнеполитическом перевороте в 2019 году имеют явную силу. Это еще более подтверждается тем фактом, что Белый дом якобы знал, что Гуайдо собирается объявить себя временным президентом еще 23 января — шаг, который застал врасплох других венесуэльских политиков, и в стране, где, по сообщениям, 81% населения никогда не слышало о молодом политике.
Деньги тоже имеют значение
На данный момент козырная карта в руках венесуэльских военных, и только один высокопоставленный военный чиновник пока восстает против Мадуро. Но геополитические линии разлома также важны.
Китай и Россия, одолжившие Венесуэле миллиарды за предоплаченные поставки нефти и другие займы, поддержали Мадуро. За Мадуро также Куба и Турция. Большинство латиноамериканских стран (кроме Мексики, Уругвая и Боливии) и ЕС (кроме Италии) последовали примеру США в признании Гуайдо и призвали к новым выборам.
Поскольку кризис продолжается, финансовое давление усилилось. Великобритания отказывается возвращать золотые запасы Венесуэлы в размере 1,2 млрд. долларов, а США ужесточили санкции и конфисковали активы, попытавшись перевести средства в зарождающееся параллельное правительство Гуайдо.
То, что правовые основы претензий Гуайдо, включая его собственные «демократические» полномочия, в лучшем случае незначительны, не останавливает массовые демонстрации, призывающие Мадуро уйти.
В качестве единственного выхода из этого поляризованного противостояния был предложен согласованный переход власти, который привел бы все стороны к столу будущих выборов. Этот вариант, похоже, не нравится большому количеству венесуэльцев, которых не впечатляет ни один из кандидатов, и заявляющих, что они ни с тем, ни с другим: «Ni con uno ni con otro!».