Существуют ли способы спасти Черное море от гибели
Москва, 01:15, 15 Июн 2019, редакция FTimes.ru, автор Юлия Савельева.
Трудно переоценить значение благополучия даже для самой малой экосистемы, когда речь идет о возможном вымирании моря и обширной территории прилегающей к нему. Чтобы не допустить подобной катастрофы могут понадобиться совместные усилия нескольких стран. Черное море считается относительно молодым. Ему всего восемь тысяч лет. Однако сейчас, существует реальная угроза его исчезновения в течении ближайших двадцати лет.
История возникновения Черного моря
В далеком прошлом, море было частью гигантского древнего океана Тетис, который, раскинувшись на территории всей Азии, соединял два современных океана — Тихий и Атлантический. Этот огромный водный участок просуществовал примерно 25 миллионов лет и распался, когда началось формирование Альпийских и Карпатских хребтов, а также Кавказских гор. Тогда, на месте современного Черного, образовалось пресноводное Сарматское море. Позднее, в результате активного таяния ледников, поднялся и уровень мирового океана. Связь с океаном возобновилась и в этом море стали появляться первые морские животные. Это был период Меотического моря, наступивший примерно двенадцать тысяч лет назад. Именно воды Средиземного моря и стабилизировали соленость Черного, и до сего времени этот обмен позволяет сохранять стабильные показатели его солености.
Черное море получает соленую воду через проливы Босфор и Дарданеллы. Ежегодно, в Черное море через них проходит примерно 694 кубических километров соленой воды. В обратном направлении из него уходит на десять кубических километров воды больше. Эти данные опубликовали океанографы К.М.Шимкус и Э.С. Тримонис. Ученые сделали вывод, что пока существуют эти узкие магистрали Черное море будет оставаться соленым. Однако деятельность человека все сильнее влияет на естественные природные процессы и не исключена опасность того, что Черное море может повторить печальную участь Аральского.
Главная угроза — сероводород
Если обмеление Черного моря — вполне реальная перспектива, то сам этот процесс нельзя назвать быстрым. Ученые указывают на куда более серьезную проблему чем снижения уровня воды. Дело в том, что слой сероводорода расположен в Черном море слишком близко к поверхности. Причем его количество настолько значительно, что объем всей чистой воды этого моря равен всего десяти процентам. К таким выводам пришли исследователи под руководством Иосифа Шпиндлера еще в начале девяностых прошлого века. После серии глубиномерных экспедиций подтвердились гипотезы о том, что Черное море на 90% состоит из сероводорода.
Для живых организмов сероводородная среда губительна и в ней могут существовать только несколько видов бактерий. На сегодняшний день остается невыясненными причины такого большого содержания этого газа в морской воде. Есть гипотеза о природном тектоническом происхождении этого ядовитого слоя. Однако большинство ученых склоняются к тому, что это результат жизнедеятельности гнилостных бактерий. Они выделяют сероводород в процессе переработки мертвой органики. Чем больше дно моря будет загрязнено жизнедеятельностью человека, тем тоньше будет кислородный слой, необходимый для поддержания баланса живых организмов.
Несмотря на то, что сероводородный слой продолжает приближаться к поверхности, есть естественный барьер для сдерживания этого процесса. Нижний слой более тяжелый и он медленно смешивается с верхним опресненным слоем. Пока что выходы сероводорода наблюдаются в виде маленьких пузырей, которые поднимаются к поверхности только в некоторых местах.
Доктор наук, профессор Игорь Иванович Волков, предупреждал об опасности выброса большого количества сероводорода в результате стихийной катастрофы. Так, знаменитое восьмибалльное Ялтинское землетрясение 1927 года, стало причиной катастрофического выброса этого газа в верхние слои Черного моря. Свидетели тех событий вспоминали едкий запах протухших яиц и жуткие огненные столбы, простирающиеся в небо. Очевидцы уверяли, что это было горение сероводорода, однако Волков считал, что на самом деле это было горение метана, который считается еще более токсичным, чем сероводород.
По мнению ученых, подобные землетрясения могут повторяться с периодичностью раз в сто лет. Подобный катаклизм вновь приведет к резкому выбросу газогидратов. Профессор Леонард Смирнов предупреждает об опасности скопления метана у поверхности моря. Это может спровоцировать формирование огромных воронок, опасных даже для очень крупных морских судов.
Планы спасения
Спасение Черного моря стало для ученых многих стран приоритетной задачей. Так, осенью 2016 года, был опубликован доклад совместной исследовательской группы специалистов из США, Бельгии, Италии и Германии. Они проводили анализ всех изменений Черного моря в течение шестидесяти лет. Их выводы можно считать не просто тревожными, а такими, которые требуют принятия скорейших мер. В условиях нарастающего глобального потепления и сохранения объемов сброса промышленных отходов, через двадцать-тридцать лет Черное море может стать безжизненным.
Российские ученые также встревожены этой ситуацией и уже сейчас отмечают стремительное сокращение представителей живого мира в Черном море из-за сокращения уровня кислорода. Невозможно себе представить, что вместо красивейших уголков этого побережья, совсем скоро может остаться только отравленная земля и зловонное болото.
Ученые пытаются найти выход из этой ситуации и выдвигают смелые гипотезы. Так, группа херсонских ученых, предлагает использовать сероводород, как доступное и дешевое топливо. Они считают, что можно добывать этот газ с помощью трубы, которая будет опускаться на глубину больше ста метров. Разница давлений должна будет привести к выталкиванию газа с более нижних слоев.
Также реальную опасность экосистеме Черного моря представляет и план Украины осуществить в верховьях Днестра строительство шести ГЭС. Такой проект давно разрабатывается «Укргидроэнерго», но не учитывает рисков для экосистемы Черного моря. А ведь если такой проект будет воплощен, то вероятное обмеление Днестра может привести к снижению опреснения Черного моря и увеличению толщины сероводородного слоя в нем.