Почему индийцы не смогли высадиться на Луну?

Москва, 13:44, 17 Сен 2019, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

7 сентября Индийская организация космических исследований (ISRO) потеряла связь со своим посадочным модулем Викрам во время попытки спуститься на южный полюс Луны.

Индия была готова стать четвертой страной, которая могла успешно осуществить посадку на лунный реголит, сделав это в месте, которого ранее ни одна страна не достигла. Хотя космическое агентство все еще пытается восстановить связь с Викрамом, который был замечен с лунной орбиты, несчастливая посадка выглядела болезненным отголоском ситуации в начале этого года, когда частный израильский робот-носитель Берешит врезался в наш естественный спутник.

Это все напоминание о том, что, хотя люди много раз приземлялись на Луну во время миссий «Аполлон» полвека назад, посадка на Луну остается трудным делом. Из 30 попыток мягкой посадки, предпринятых космическими агентствами и компаниями по всему миру, более трети потерпели неудачу.

 

Но почему так трудно прилуниться?

 

Ни одна конкретная катастрофа не является причиной многих неудачных попыток. Любая ошибка в процессе посадки приведет к неудаче.

Во-первых, важно попасть на лунную орбиту. Транспортное средство «Сатурн V» программы «Аполлон» имело достаточное количество топлива для доставки астронавтов на Луну всего за три дня. Но чтобы сэкономить на топливе, недавняя миссия ISRO Чандраян-2, в которой находился Викрам, использовала гораздо более сложный путь и для достижения Луны потребовалось более месяца.

Во-вторых, находясь на орбите, космический корабль поддерживает связь с Землей, используя сеть Deep Space Network НАСА, которая состоит из трех объектов в разных частях земного шара, заполненных постоянно слушающими параболическими тарелками, которые находятся в контакте с удаленными роботизированными зондами в космосе. Сбой связи мог быть одной из причин проблем Викрама, поскольку агентство потеряло связь с посадочным аппаратом, когда он находился всего в 2 километрах над поверхностью Луны.

Нельзя ошибаться, когда зонд мчится к месту приземления со скоростью ракеты. По сообщениям The Times of Israel, неисправный инструмент для передачи данных, который привел к полной остановке двигателя, похоже, был тем же, что и на израильском корабле Берешит 11 апреля.

На Земле инженеры могут полагаться на GPS для помощи в управлении автономными транспортными средствами, но соответствующие системы не существуют на других небесных телах. Этого очень недостает, когда вы летите быстро и вынуждены замедляться в вакууме.

НАСА в настоящее время работает с коммерческими компаниями, которые планируют доставить роботов на Луну в ближайшие годы. Этим будущим лунным навигаторам нужно будет доверять своим датчикам.

Именно поэтому агентство разрабатывает приборы, которые могут находиться на ходовой части транспортного средства, чтобы сканировать потустороннюю местность на наличие камней, кратеров и других опасностей и вносить исправления в курс, который может использоваться на частных космических кораблях, а также в будущих миссиях НАСА. Такая технология будет опробована во время спуска нового марсохода НАСА «Марс 2020», который стартует в следующем году и приземлится на Красной планете в феврале 2021 года.

Возможно, было бы полезно иметь человека у руля, когда возникают проблемы. Еще во времена Аполлона человеческие глаза и рефлексы помогли сделать успешные посадки. Обнаружив каменистую местность на предполагаемом месте приземления, Нейл Армстронг, как известно, взял под свой контроль спускаемый аппарат Аполлон-11 и полетел в поисках более безопасной точки приземления.

Индийские инженеры могут утешиться тем, что их орбитальный аппарат Чандраян-2 все еще функционирует и занимается наукой, и, возможно, их следующая попытка прилунения будет более успешной.