Скрытый мир подводных вулканов и лавовых потоков обнаружен у итальянского побережья

Москва, 12:32, 27 Сен 2019, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Под волнами Тирренского моря недалеко от побережья юго-западной Италии скрыта новая вулканическая мозаика, усеянная геотермальными трубами и подводными горами с плоским верхом.

Этот комплекс является новым как для науки, так и для планеты, если говорить геологически — ему всего около 780000 лет. Ученые не особенно удивлены, обнаружив вулканизм в регионе, где находятся действующие вулканы, такие как Везувий и Этна. Но новый комплекс необычен, потому что он был создан по редкому типу ошибки, говорит руководитель исследования Фабрицио Пепе, геофизик из Университета Палермо в Италии.

Беспокойный регион

Западное Средиземноморье неспокойно из-за столкновения трех тектонических плит: Африканской, Евразийской и Анатолийской. Ситуация усложняется — это небольшой кусочек коры, называемый Адриатически-Ионической микропланшетой, который откололся от Африканской плиты более 65 миллионов лет назад и теперь выталкивается под большую Евразийскую плиту в процессе, называемом субдукцией. Гора Везувий является одним из вулканов, созданных субдукцией.

Ранее ученые обнаружили серию подводных вулканических дуг, созданных в результате этих тектонических волнений, начиная с побережья Сардинии, причем дуги становятся все более молодыми к югу и востоку. Эти дуги были похожи на стрелу, указывающую все дальше на восток, побуждая вулканологов искать более молодую дугу в 15 километрах от побережья Калабрии, называемую «носком сапога» Италии.

Там, на основе картографирования морского дна, сейсмических данных и магнитных аномалий, исследователи обнаружили область лавовых потоков площадью 2000 кв. км, вулканических гор и гидротермальных выходов — вентиляционные отверстия на морском дне позволяют выплескивать горячие минералы и образовывать кратероподобные структуры. Они назвали новую область Вулканически-интрузивным комплексом Диаманте-Энотрио-Овидио по имени трех подводных гор с плоскими вершинами, образованных потухшими вулканами, которые доминируют над морским дном.

Шаг за шагом

Эти трещины позволили магме подняться на поверхность в комплексе Диаманте-Энотрио-Овидио, создав подводный ландшафт с потоками лавы и горными вулканами. Эти вулканические подводные горы в настоящее время являются плато, потому что они выступали из океана, когда уровень моря был ниже, и они разрушались до их нынешней формы с плоскими вершинами.

Вулканический комплекс неактивен, но в некоторых частях морского дна есть небольшие вторжения лавы, сообщают исследователи в журнале Tectonics. Тем не менее, район может стать активным в будущем, и активный вулканизм продолжается на восточной стороне Тирренского моря. Исследователи работают над созданием карты вулканического риска, чтобы лучше понять, может ли этот комплекс угрожать жизни людей или собственности. Они также изучают возможность использования комплекса для производства геотермальной энергии.