Зачем немцы рисовали черно-белые спирали на носах своих самолетов

Москва, 20:28, 05 Ноя 2019, редакция FTimes.ru, автор Оксана Савенко.

Черно-белые спирали на немецких военных самолетах не давали покоя многим. Ходят слухи, что в военные времена они оказывали гипнотический эффект на вражеских пилотов, и из-за своего быстрого вращения вводили их в ступор. Почему наносились черно-белые спирали на самолеты, и что же они все-таки обозначали?

Визуальный сигнал

Среди самых распространенных и часто встречаемых версий выделяют вариант с визуальным сигналом. Именно так пилоты старались передать наземному персоналу, что винт вращается. Ведь на больших высотах пропеллер становится практически незаметным.

Подобные спирали появились в 1930-х годах. Сразу появляется мысль, неужели не было слышно шума пропеллера. Все очень просто, на аэродроме присутствовало свыше десяти самолетов, от которых исходил невероятный шум. А если ко всему этому добавить плохую освещенность, то и вовсе можно не увидеть с первого взгляда вращение винта.

Спираль на винте самолёта Люфтваффе

Союзные самолеты также были раскрашены, только зачастую это были законцовки лопастей. Их окрашивали в желтый цвет, чтобы лучше можно было рассмотреть вращение винта сбоку и сзади. Советские самолеты чаще всего не имели разметки.

В наше время подобные разметки используются в вертолетах (на лопастях), поршневых самолетах, конвертопланах. Также можно встретить разметки в центре реактивного двигателя пассажирского самолета.

Отпугивание птиц

Мессершмит второй мировой войны

Еще одной версией нанесения подобной разметки является отпугивание птиц. Роллс-Ройс провел специальные исследования, в ходе которых выяснил, что это действительно помогает.

Птицы видят не обычную черную дыру, а вращающеюся спираль, которая создает обман зрения в виде препятствия. Но, согласно отчетам Боинга, птицы легко привыкают к шуму и рисунку. Поэтому не исключено, что это было придумано для серьезных научных исследований.

Другие версии нанесения разметки на самолет

Петер Хенн, летчик-истребитель из 51-й истребительной эскадры «Мельдерс»

У враждующих сторон носовая разметка разная. Поэтому можно встретить версию, которая обозначает систему «свой-чужой». Однако это не совсем верно. Для такой системы обычно выкрашивали весь нос самолета, но не отдельно обтекаемый колпак.

Схожими методами пользовались советские и американские танкисты, а также союзные летчики при высадке в Нормандии.

Что касается версии с гипнозом, она также не исключается. В основном ее приписывали только немецким самолетам.

Вращение черно-белой спирали останавливало вражеских пилотов, а также не давало возможности бомбардировщикам прицелиться.