Кому в СССР удалось построить “сталинизм с человеческим лицом”

Москва, 16:47, 15 Ноя 2019, редакция FTimes.ru, автор Татьяна Сергеева.

Юрий Андропов руководил страной неполных полтора года, а его имя стало нарицательным для любителей не отдавать трудовой долг стране. Сейчас уже сложно объяснить молодым людям, почему в то время было опасно не иметь официальной работы, а в начале восьмидесятых это могло и вообще закончиться тюремным заключением.

До сих пор биография серого кардинала комитета Государственной Безопасности имеет много белых пятен.Достоверно не известна его национальность, да и он сам в начале своей партийной карьеры, неоднократно жаловался, что руководство Ярославского обкома ВЛКСМ заставляет его переписывать свою биографию. По слухам, его отцом был белый офицер, а мать воспитывалась в богатой семье, имеющей ювелирный магазин на Лубянке, той самой улице, на которой Андропов и проработал долгих 15 лет. Говорят, что из-за этого факта, его и прозвали Ювелиром.

Безграничное влияние КГБ

Все годы, пока Андропов был главой комитета Государственной безопасности, его влияние и власть только усиливалась. У него в сейфе хранились папки с компроматом на всех влиятельных людей в стране. Получив высший пост в государстве, он сразу же занялся расширением полномочий и власти комитета. Именно тогда эта структура и стала мощной силой с практически неограниченной властью.

Всех несогласных зачищали, не давая возможности бывшим партийным боссам сохранить свою власть. Андропов уволил восемнадцать министров, устроил “добровольное переизбрание” тридцати семи первых секретарей обкомов КПСС, а ведь именно у этих партийных чиновников находилась вся власть на местах. Его действия вызывали раздражение, страх и ненависть. Высокопоставленным лицам пришлось мириться и координировать свои действия с региональными управлениями КГБ. Его ставленники вошли во все властные структуры, а в начале девяностых смогли возглавить успешные бизнес-проекты. Об их могуществе слагали легенды и анекдоты, вот только смеяться над “новыми хозяевами” страны было очень опасно.

Война с диссидентством

Эту войну всем, кто не разделял светлые взгляды партийного руководства, Юрий Владимирович объявил сразу же, как только возглавил комитет в 1967 году. По его убеждению, мировой империализм устроил грандиозный заговор против СССР и, чтобы подорвать его устои, навязал нашим диссидентам чуждые идеи прав человека. Он считал, что советский человек не должен бороться за свои права и свободы, его уже защищает партия и дает достаточно свободы, чтобы трудящийся человек мог чувствовать себя полноправным строителем коммунизма.

Для борьбы со всеми, кто не желал строить и был недоволен режимом, было создано особое Пятое управление. Его еще называли идеологической контрразведкой. Для того, чтобы не привлекать внимания общественности, суды по уголовным делам этого отдела проводились в закрытом режиме. Использовались и незаконные методы устранения инакомыслия — принудительное лечение в психиатрических клиниках. Этот способ использовался довольно широко и получил название карательной психиатрии. Впрочем, Сталин в свое время, отправлял всех неугодных в лагеря, так что методы Андропова могли считаться довольно либеральными.

С диагнозом шизофрения в больнице оказалась и известная правозащитница Валерия Новодворская, которая не побоялась дать оценку вводу советских войск в Чехословакию. В начала семидесятых, диссидентов стали просто высылать за пределы страны или оставляли под особым надзором комитетчиков. Так лишился советского паспорта Александр Солженицин, а академик Сахаров, фактически находился под домашним арестом в городе Горький. По мнению самого Андропова, к началу восьмидесятых с диссидентством было полностью покончено. Как же он ошибался, ведь прошло совсем немного времени и огромная страна сделает свой выбор в пользу капитализма, забыв те идеалы, которые он отстаивал.

Бой с тунеядством

С теми, кто не желал трудиться на благо страны и народа, велась нещадная борьба. Комитетчики использовали эффективные оперативные методы для выявления лентяев и бездельников. Андропов не обещал легкой жизни, а наоборот подчеркивал, что только рост производительности труда, сможет позволить повысить уровень жизни советских граждан. Участковые собирали подробные данные и передавали их в комитет. Сотрудники госбезопасности совершали обходы людных мест, учреждений торговли и культуры.

Во время дневных сеансов, блокировали входы и проверяли документы у всех, кто находился на киносеансе. В семьях наших граждан, до сих пор хранится немало историй об облавах того времени, наводивших на людей ужас. Если во время работы или учебы человек попадал под такую проверку, то меры к нему принимались самые жесткие — принудительные работы и несмываемое пятно в характеристике. Тем, кто жил без трудоустройства и не мог объяснить источник своих средств, грозили долгие тюремные сроки.

Отдельное внимание уделялось спекулянтам. В те годы, перепродажа пары джинсов грозила тюремным заключением на пять лет. Внезапные рейды на рынках проводились регулярно, переодетые агенты ходили по торговым рядам, для выявления и задержания виновных с поличным. За продажу первых копий западных видеофильмов и кассет с модными танцевальными ритмами, грозили срока по десять-пятнадцать лет с полной конфискацией имущества.

Попытки задавить «гидру коррупции»

 

Вступив в должность в ноябре 1982 года, Юрий Владимирович предложил ряд мер по ужесточению антикоррупционного законодательства. По словам историков, он запустил безжалостный маховик, который еще несколько лет после смерти Андропова наводил ужас на руководителей всех уровней. За доказанный факт взятки расстреливали без возможности обжаловать приговор.

Уже в начале зимы 1982 года началось формирование особых “андроповских бригад”. Для решающей схватки с разветвленной системой коррупции, подбирались только следователи с высокими морально-деловыми качествами. Первые результаты их работы прогремели на всю страну. Знаменитый Сочинско-краснодарский процесс, под названием “Хлопковое дело”. Скоро стало понятно, что в основании преступного айсберга находилось покровительство высших сотрудников партийного аппарата и даже глав союзных правительств. Хоть многим из них и не пришлось отправиться в лагеря, но после чисток, многие из них оказались на пенсии без сохранения льгот.

Снова заработала система трудовых лагерей, где честным трудом искупали свою вину перед обществом мелкие валютчики, фарцовщики и спекулянты. Это был “Сталинизм”, но в рамках закона, где наказывали не по доносу, а за доказанное преступление перед трудовым народом. Такой термин “сталинизма с человеческим лицом” был введен историками, которые указывали, что в лагерях существовал жесткий прокурорский надзор за соблюдением законности.

Для показательного устрашения, отдельных коррупционеров наказывали с особой жестокостью. Так, известного директора Елисеевского магазина, Юрия Соколова, задержали с поличным со взяткой и суровый приговор “Высшая мера наказания” был приведен в исполнение показательно и быстро. Также закончила свои дни и “железная Берта”. Будучи заслуженным работником торговли, она долгие годы держала в своих руках трест столовых и ресторанов в южном Геленджике. Никто из высокопоставленных друзей не заступился за нее и не спас от смертельного выстрела в затылок.

Под следствием оказались директора и почти всех крупных магазинов. За время работы “андроповских бригад” пятнадцать тысяч человек давали показания и получали долгие сроки. Сейчас, многие молодые бизнесмены и не могут даже представить, что еще тридцать лет назад их деятельность посчитали бы преступной.

«Андропов против Щёлокова”

Еще  в последние годы правления Леонида Брежнева наметилась напряженность между двумя силовыми ведомствами — МВД и КГБ. После трагического убийства сотрудника госбезопасности В.Афанасьева, это напряжение превратилось в полноценное противостояние. Высшую меру наказания получили не только простые милиционеры Потапов и Лобанов, но и старший инспектор Рассохин и начальник отдела милиции Московского метрополитена Б. Барышев. Офицера госбезопасности милиционеры Потапов и Лобанов жестоко убили на спор, за бутылку коньяка.

Под репрессии Андропова, по разным оценкам, попало примерно сто тысяч сотрудников милицейского ведомства, все они были осуждены на разные сроки отбывания наказания в местах лишения свободы.

Падение титана

По сей день, нет единой версии, от чего умер Генсек Андропов. Война с Щелоковым имела неожиданный и трагический поворот. Когда под колпаком у Госбезопасности оказался министр МВД, его жена Светлана совершила отчаянный поступок. Понимая, что для ее мужа и семьи благоприятного исхода не будет, она решила отомстить тому, кого винила во всех своих бедах. С Андроповым они жили в одном элитном доме на Кутузовском проспекте, и однажды Светлана смогла заскочить в лифт с пистолетом в руке. Она знала о больных почках “врага” и пыталась попасть именно туда. Юрия Владимировича срочно отправили в больницу, а стрелявшая, покончила жизнь самоубийством. Ее супруг не выдержал позора отставки и лишения его всех почетных званий и наград. Он выстрелил себе в голову из охотничьего ружья, так закончив вражду с более сильным соперником.

Никто не ответил на вопрос, насколько это покушение приблизило смерть главы государства. Но есть и еще одно таинственное обстоятельство. Когда он попал в реанимацию с диагнозом почечная недостаточность, в смене дежурили не квалифицированные, молодые врачи. Смерть наступила во время дежурства неопытного доктора, который прослушав один курс по реанимации, был простым терапевтом и не имел необходимых знаний для такого сложного случая. Некоторые эксперты уверяют, что при должном уровне медицинской помощи, Андропов смог бы жить и дальше.

В нашей удивительной стране, где революции, войны и человеческие судьбы были сплетены в немыслимый клубок тайн, трагедий и загадок, невозможно распутать нить и найти причины произошедшего. Безусловно, Андропова многие боялись и ненавидели, а вот стала ли его смерть частью мести, до сих пор надежно укрыто под грифом “Секретно”.