Знатные кавказкие горцы охраняли императора : почему Александр II расформировал полк

Москва, 18:27, 02 Дек 2019, редакция FTimes.ru, автор ftimes20.

Гордые представители Кавказа более 20 лет состояли в элитном подразделении, которое охраняло императора и его семью. Горцы отличались храбростью и мужеством, а также демонстрировали высокое мастерство джигитовки. При этом, подразделение лейб-гвардии имело много привилегий: их никогда не наказывали, не заставляли учить «маршировку», а также следили, чтобы никто из дворян не смеялся над религией или обычаями мусульман. Кроме того, в отличие от других солдат, у которых была форма, кавказцы ходили в национальных костюмах. Однако император Александр II решил расформировать элитный полк, несмотря на все его достоинства.

Первые телохранители при дворе российских царей

Первый отряд бойцов, которые занимались охраной царя и его семьи, создал Петр I. Екатерина Великая решила заменить гвардейцев-телохранителей отрядом донских казаков, которые долгое время защищали царскую семью. Известно, что в одной их битв в 1813 году солдаты Казачьего полка спасли цесаревича Александра от плена.  Позднее он решил сформировать собственный конвой Его Императорского Величества. В этот элитный отряд вошли бойцы из Черноморской сотни, а позже –кубанские и терские казаки.

В 1801 году Российская империя решила присоединить к себе грузинские Картли-Кахетинское и Имеретинское царства, а также  азербайджанские и Закавказские ханства. Горцы вступили в борьбу, и долго оказывали ожесточенное сопротивление. Наиболее кровавые военные действия происходили в период 1817 – 1864 гг. В 1828 году для того, чтобы продемонстрировать лояльность к Кавказу как беспокойному региону, император решил набрать горцев в первое штатное подразделение конвоя — лейб-гвардии Кавказско-Горского взвода. Известно, что бойцы подразделения проживали в Царском селе (сейчас г. Пушкин), под Санкт-Петербургом.

В элитное подразделение набирали знать с Кавказа

 В лейб-гвардию набирали только представителей знати, причем разных национальностей. Так, в первый состав взвода вошли 12 представителей от Большой и Малой Кабарды, 9 чеченцев, 7 кумыков, 5 мурз и узденей Тахтамышевских, а также по одному человеку от Джамбойлуковского, Едисанского, Караногайского, Туркменского и Саблинского народов. Всего подразделение состояло из 45 человек, пятеро из которых были офицерами. Лейб-гвардия Кавказско-Горского взвода имела ряд преимуществ по сравнению с другими солдатами. Они одевались в свои национальные наряды – черкески, круглые шапки и папахи. Кроме того, в качестве оружия носили кинжал, шашку и лук со стрелами.

Сохранились записи, которые проливают свет на повседневный быт бойцов престижного подразделения.  Согласно документам, составленным Александром Бенкендорфом, служащим старались организовать лучшие условия, для этого учитывали культурные и религиозные отличия. Чтобы никто при царском дворе не обидел гордых горцев, были составлены специальные правила обращения с бойцами. В них указывалось, что мусульманам не положено подавать к столу свинину и ветчину, нельзя заставлять горцев учить маршировку, телесным наказаниям не подвергать.

После окончания войны всех горцев убрали с царской службы

Особым пунктом в документе было указано, что насмешки со стороны дворян в адрес лейб-гвардии строго запрещены, более того – подчеркивалось, что следует принять меры для дружбы между мусульманами и россиянами. Также определенные люди следили, чтобы никто не насмехался над религией мусульман и не мешал им во время молитвы. Поскольку охраной императора горцы занимались лишь по бумагам, у них было много свободного времени, которое солдаты посвящали тренировкам. Кроме высокого боевого мастерства, горцы отличались высоким искусством джигитовки: скакали стоя на седле, пролезали на скаку под животом лошади, на скорости поднимали с земли платок. Этими упражнениями они развлекали и восхищали российскую знать.  

С окончанием войны на Кавказе надобность в горцах при дворе императора отпала. Лейб-гвардия Кавказско-Горского взвода была расформирована, а охранять царскую семью, как и до этого, продолжили донские казаки.