Эволюция малолитражных развозных фургонов в СССР

Москва, 05:47, 09 Дек 2019, редакция FTimes.ru, автор Андрей Андреев.

Массовый выпуск малолитражных автомобилей в СССР фактически был налажен после войны. Именно в этот период в стране ощущалась острая нехватка малогабаритных автомобилей для развозки небольших партий товара, почты и т. п. Поэтому заводам-производителям малолитражек была поставлена задача разработать максимально унифицированный с базовой моделью развозный автомобиль.

«Первой ласточкой» стал Москвич 400-422 1948 г. выпуска с деревянным кузовом, ласково прозванный в народе «Буратино». Для производства данной модели использовалось шасси Москвич-400, которое обшивали деревянным каркасом. Крыша автомобиля в целях экономии стального прокатного листа была сделана из дермантина. В не самых благоприятных условиях эксплуатации деревянные кузова быстро приходили в негодность. После списания большинство автомобилей попадали в частные руки, где подвергались переделке в обычные пассажирские. До нашего времени не сохранилось ни одного оригинального фургона, все существующие модели являются новодельными репликами.

В том же 1948 году на базе шасси Москвич-400-420К был освоен выпуск металлических фургонов, основным заказчиком которых был Моспищепром. Автомобили выпускались как с кузовами типа «универсал», так и с типом «фургон» – изотермических фургонов для скоропортящихся продуктов. Как правило, производством таких модификаций занимались сторонние производители, например, различные ремонтные предприятия.

После освоения заводом новой модели Москвич-402, а затем и его модернизированной версии Москвич-407, в линейке появилась модификация с кузовом «универсал». На ее базе завод выпустил фургон Москвич-430. Эта модель была максимально унифицирована с универсалом Москвич-423. Отличия от пассажирской версии заключались в зашитых задних окнах и наличии перегородки за спиной водителя. После очередной модернизации фургон получил индекс Москвич-432.

Новая модель Москвич-408 также получила своего «грузового» собрата Москвич-433. Эта модель получила гофрированные панели на месте задних стекол. После того, как завод стал выпускать новую, более мощную модель Москвич-412, изменился и индекс фургона: он стал называться Москвич-434.

Аналогичной была судьба и обновленной версии «412-го» под маркой Москвич-2140. Его грузовой собрат получил индекс Москвич-2734, и внешне напоминал Москвич-434, но с передней облицовкой 2140. Версия с более слабым двигателем имела индекс Москвич-2733. Параллельно на Ижевском заводе выпускался грузовой фургон ИЖ-2715, известный в народе, как «Каблук» или «Пирожок». Внешний облик автомобиль получил от родительской модели ИЖ-412.

Москвич-2141, который сменил на конвейере Москвич-2140, тоже имел грузовую модификацию. Она получила индекс Москвич-2901, и в отличии от предыдущих моделей, была пятидверной. То есть в автомобиле одновременно можно было перевозить 5 человек и 250 кг груза. Однако, в отличии от предыдущих моделей, данный автомобиль выпускался мелкими партиями, и в основном планировался как медицинская модификация.

Волжский автомобильный завод, имевший в своей линейке более 12 моделей, серийно не выпускал ни одной грузовой модификации. Однако для внутризаводских целей использовались фургоны на базе ВАЗ-2102 и ВАЗ-2104, созданные из отбракованных кузовов.