Покаянный канон Андрея Критского в Великий пост, когда читается

Москва, 21:05, 03 Мар 2020, редакция FTimes.ru, автор Татьяна Орлонская.

У православных хритстиан идет Великий пост-2020. В это время у верян рекомендовано отказаться от ряда продуктов и развлечений, а свое время посвятить молитвам и размышлениям.

Пост —время покаяния и очищения. В этот период православными христианами читается канон преподобного Андрея. Этот канон направлен к тому, чтобы пробудить человеческую душу от греховного усыпления, раскрыть перед ней пагубность греховного состояния, подвигнуть к строгому самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию, к отвращению от грехов и к исправлению жития.

Когда читается покаянный канон Андрея Критского

Во время Великого поста в православных храмах читают покаянный канон святого Андрея Критского. Всего текст канона содержит 250 кратких молитвенных песнопений.

На Великом повечерии Понедельника, Вторника, Среды и Четверга первой седмицы Великого поста поется и читается по частям, а на утрене четверга пятой седмицы в полном составе, Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Он читается за великопостным богослужением в храмах вот уже почти 1200 лет и воспринимается верующими также, как и тогда, когда был написан преподобным песнотворцем. «Мистагог покаяния», т. е. тот, кто заботливо учит, открывает тайны покаяния, — так называет святого Андрея, составившего канон, Православная Церковь.

Великий канон святого Андрея, архиепископа Критского, скончавшегося в 712 году, поется и читается по частям на великом повечерии в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы Великого поста, а на утрене в четверг пятой седмицы того же поста — полностью.

Великий Покаянный Канон святого Андрея Критского, что и когда читается

В самом начале Великого поста Святая Церковь предлагает верянам к прочтению Великий покаянный канон св. Андрея Критского. Он разделен на четыре части и читается за Великим Повечерием вечером в первые четыре дня Поста. Его можно описать как покаянный плач, раскрывающий православным всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой.

В понедельник первой седмицы Великого поста

Первое чтение канона святого Андрея Критского начинается в понедельник на первой седмице Великого поста. В этот день читают первые девять песен канона. Чтение происходит вслух, чтобы произносимое лучше понималось самим молящимся и лучше усваивалось на духовном уровне. В конце шестой песни поется кондак: «Душе моя, душе моя, что спиши…» В это время полагается земной поклон.

Во вторник первой седмицы Великого поста

Во вторник читают следующие девять песен канона святого Андрея Критского.

В среду первой седмицы Великого поста

Во среду читают следующие девять песен канона святого Андрея Критского.

В четверг первой седмицы Великого поста

В четверг, как и в предыдущие дни Великого поста, читают еще девять песней канона Андрея Критского.

В четверг пятой седмицы Великого поста

В четверг (или в среду вечером) пятой седмицы Великого поста канон Андрея Критского читается снова. Вместе с ним на этом богослужении читается житие преподобной Марии Египетской. Эта длительная вечерняя служба в народе получила название «Мариино стояние». Продолжительность богослужения составляет пять-семь часов. Оно начинается вечером в среду (по православной традиции, утреня четверга приходится на вечер предыдущего дня) пятой седмицы Великого поста. Во время службы полностью читается Великий покаянный канон св. Андрея Критского, который ранее читался по частям в первые четыре дня первой седмицы Великого поста, а также житие преподобной Марии Египетской.

 Стоит отметить, что Великий канон принадлежит к разряду покаянных церковных песнопений. Весь он направлен к тому, чтобы пробудить душу от греховного усыпления, раскрыть перед нею, как пагубно греховное состояние ее, побудить ее к строгому самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию, подвигнуть к отвращению от грехов и к исправлению жития.С этой целью творец канона приводит на память грешнику лица, деяния и события из ветхозаветной и евангельской истории, начиная с сотворения Адама, и применяет сказания о них к нравственному состоянию и потребностям души, извлекает из этих сказаний обличения, угрозы, утешения, предостережения и наставления.