Через 5 лет после Дизельгейта автомобили все еще дымят. Что пошло не так?

Москва, 15:55, 09 Мар 2020, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Когда в 2015 году в заголовках газет вспыхнул скандал о безудержных махинациях производителей автомобилей, Дизельгейт стал одним из крупнейших корпоративных скандалов в истории. Спустя почти 5 лет, Фольксвагену и его коллегам еще предстоит навести порядок — и европейские правительства по-прежнему не требуют от них этого.

Слишком часто мы упускаем из виду эту общую картину в публичном разговоре о загрязнении, в котором основное внимание уделяется тому, что города могут сделать для очистки своего воздуха. Локальные меры, такие как лондонская зона с ультранизким уровнем выбросов, дают реальный прогресс, но выхлоп основной массы автомобилей далек от идеала.

Пятьдесят один миллион дизелей на европейских дорогах, в том числе 8,5 миллиона в Британии, по-прежнему в три и более раза превышают допустимый предел содержания двуокиси азота, сообщила исследовательская группа Transport & Environment. И хотя новые дизели стали чище, чем те, которые были сделаны до того, как обман был обнаружен, производители все еще используют лазейки, чтобы продавать автомобили, которые намного грязнее, чем якобы требуемые нормы.

Неспособность и нежелание европейских правительств должным образом обеспечить соблюдение правил экологии — корень беспорядочного загрязнения дизельным топливом. И это резко контрастирует с гораздо более жестким подходом Соединенных Штатов.

Американские власти, которые и разоблачили мошенничество Фольксвагена, настойчиво пытались его остановить. И они вынудили Фольксваген заплатить миллиарды долларов за отзыв, модернизацию или выкуп автомобилей, которые он оснастил устройствами, искажающими контроль загрязнения во время испытаний автомобилей.

Подобные действия стали причиной того, что многие дизели, продаваемые большинством крупных производителей — как выяснилось, выбрасывают в дорогу до 40 раз больше диоксида азота, чем в лаборатории.

Со времени скандала в Европе ужесточилось тестирование новых автомобилей, но даже сейчас компании используют многие оставшиеся лазейки. И, несмотря на вопиющее мошенничество, европейские страны до сих пор не потребовали, чтобы автомобили, уже находящиеся на дорогах, были приведены в соответствие с правилами загрязнения. Вместо этого они позволяют политически влиятельной автомобильной индустрии отделаться дешевыми настройками программного обеспечения, которые не устранили проблему.

Таким образом, сегодня мы все живем с наследством злодеяний автомобильных компаний — миллионы автомобилей загрязняют природу гораздо больше, чем наши правила позволяют.

Последствия, хотя мы не всегда можем их увидеть, смертельны. Подавляющее количество фактических данных свидетельствует о том, что загрязнение воздуха тесно связано с ростом заболеваемости, включая сердечные приступы, инсульты, рак, деменцию, преждевременные роды и многое другое. Суть в том, говорят ученые, что, когда воздух становится грязнее, все больше людей умирает.

Учитывая эту реальность, понятно, что мэры многих городов принимают меры, чтобы защищать здоровье жителей.

Садик Хан из Лондона был лидером, и последние данные показывают, что взимание платы с тех, кто въезжает на дизельных двигателях до 2015 года в центр города, дает реальные изменения.

Исследование показало, что «чистая зона», наряду с планами Хана по ускорению замены дизельных автобусов и такси, предотвратит 1,2 миллиона госпитализаций, связанных с загрязнением воздуха в течение следующих 30 лет, что позволит сэкономить системе здравоохранения и социальной помощи Великобритании 5 миллиардов фунтов стерлингов.

Но такие ограничения не только менее эффективны, чем жесткий контроль над деятельностью производителей автомобилей. Они также менее справедливы.

Они возлагают расходы на очистку не на огромные корпорации, которые создали эту проблему, а на отдельных водителей, которые должны либо заплатить взнос, либо купить автомобиль получше. Ни один местный политик не может заставить Фольксваген заплатить по счетам, чтобы избавиться от облаков дыма, оставленных нам грандиозным обманом.